Найти тему

Почему у людей не получается кататься на велосипеде, сколько хочется

Меня не интересует, почему нет. Меня интересует, что вы сделали для того, чтобы было да, - говорит Катерина из фильма "Москва слезам не верит".

Только вот Катерина - начальница, и ей больше всех надо, чтобы был результат. Её собственный статус на результат мотивирует. Она не только бы сделала всё возможное и невозможное для того, чтобы было да, но ещё и условия подходящие имеет для этого. Вот и недоумевает, почему у других может быть нет. 

Кажется, где Катерина, управляющая заводом, и где среднестатистический велосипедный каталец? Нет, это персонажи из одного мира, и сейчас я расскажу, что их объединяет.

Дорога вдоль Днепра
Дорога вдоль Днепра

Каждый человек имеет ограниченные ресурсы для выполнения какой-либо задачи. Это связано с тем, что все люди разные. Выше головы не прыгнешь даже, если очень захочется.

Что может помешать велосипедисту кататься? 

1. Мотивация.

Мотивация кататься может быть сильной, средней или слабой. При сильной мотивации велосипедист катает в лютые морозы и под проливным дождём. При слабой мотивации велосипедисту лень куда-то ехать в ясный день. Максимум, за пивком сгоняет, чтобы в тихом месте его употребить.

Деревня Мольково
Деревня Мольково

2. Здоровье. 

Чтобы гонять по 100 километров и всем того же советовать, нужно обладать хорошим здоровьем. Если то лапы ломит, то хвост отваливается, приходится кататься скромнее, а то и не кататься вовсе, чтобы не развалиться на куски.

3. Семейное положение. 

С маленькими детьми много не покатаешься. Их можно оставить ближайшим родственникам, но ненадолго и не каждый день. И очень хорошо, если такие родственники есть, потому что в противном случае единственное, что остаётся, это о покатушках забыть. 

Если велосипедисту мешает кататься только слабая мотивация, то конфликта интересов обычно не происходит. Не хочу - весомый аргумент, который обсуждается редко. 

Озеро Подснежники
Озеро Подснежники

Если мотивации у велосипедиста хватит, чтобы с другими поделиться, но существуют обстоятельства, которые мешают дать волю желаниям, начинается интересное. Велосипедист хочет кататься много, но не может кататься столько, сколько хочет, по объективным причинам. 

Взрослые люди обычно адекватно относятся к обстоятельствам, которые меняют их образ жизни. Восстанавливают здоровье, растят детей и закатывают губу, когда она чересчур отвисает. И всё идёт своим чередом, пока не появляется Катерина, которую не интересует, почему нет. Которой вынь да положь объяснительную, что было сделано для того, чтобы было да. 

Сожская стиральная доска
Сожская стиральная доска

У Катерины же всегда да, и слышать она не хочет про чужие трудности. Может и о своих трудностях рассказать, которые ей тоже жить мешают. Вон буквально вчера на работе на полчаса задержали, пришлось на десять километров меньше проехать.

Если у человека есть сильная мотивация и отсутствуют сдерживающие факторы, он работает на износ и отказывается понимать, почему другие не делают также. Велосипедисты, обладающие сильным желанием катать и имеющие для этого достаточно времени и здоровья, любят сравнивать свои достижения с результатами других. Увидели, что ушли далеко в отрыв, погладили себя по голове и на этом бы и успокоились. Но нет. Им нужно своё превосходство показать. Вдруг кто не заметил.

Катерина из "Москва слезам не верит" имела право не вдаваться в причины, почему нет. Начальство всегда требует результаты, и, если подчинённые не желают делать что-то, чтобы результат был, на заводе их никто не держит. 

Озеро без имени
Озеро без имени

Велосипедные покатушки - не работа, и велосипедисты, которые не только хотят много кататься, но ещё и могут себе это позволить, - не начальство остальным. И не должны остальные велосипедисты объяснять велосипедным фаворитам, почему нет и что было сделано для того, чтобы было да.

На размышления на эту тему меня натолкнул диалог с абсолютно незнакомым велосипедистом. Честно говоря, я сомневаюсь, что он являлся тем самым велосипедным фаворитом, который не только хотел очень много кататься, но ещё и делал это. Зато у него был самый главный ресурс для того, чтобы кататься столько, сколько хочется, - время. 

Съезди в такое-то село на границе Смоленской области с Белоруссией.
Дороги там такие, как ты любишь. Волшебные грунты, глаз не оторвать. А самое главное, что село находится у чёрта на рогах. То есть выезжать надо с утра пораньше и не факт, что вернёшься домой до наступления темноты, - пишет этот велотоварищ. 
В одном селе
В одном селе

Знаете, сам факт того, что кто-то настойчиво просит поехать по определённому маршруту, вызывает некое внутреннее противоречие. Каждый велосипедист волен сам выбирать маршрут, а, если катать туда, куда другие прикажут, какая же эта свобода. Кстати, да. Этот велотоварищ был весьма настойчив. Уж очень ему хотелось, чтобы я туда съездила, да ещё и блогера с камерой, известного в велосипедных кругах, с собой прихватила. 

Места родные, - говорит, - интересно, как они сейчас выглядят. Сам бы съездил, да не могу. Живу в другом конце стране. 

Я тоже не могу. У меня ребёнок, да и здоровье после родов не восстановилось, чтобы ехать в далёкие края. Хорошо, что в принципе удаётся покататься.

На смоленских просторах
На смоленских просторах

Велосипедные покатушки, когда дома живёт грудничок, - это большая удача для матери. Но велотоварищ был непреклонен. Предлагал детский сад, помощь родственников моих и мужа, а еще частенько добавлял к сказанному: "Если не завязала с покатушками". То есть не только предлагал варианты, что можно сделать, чтобы было да, но ещё и усиливал мою мотивацию. Мол, если и так не хочешь, и эдак не желаешь, то остаётся думать только одно: завязала ты с покатушками, не иначе. 

У велосипедистов могут быть объективные причины, которые мешают им кататься столько, сколько они хотят. Велосипедисты имеют право на "почему нет". Они не должны оправдываться, что они сделали для того, чтобы было да. Более того, они не должны это делать.

Хорошо, когда баланс между "хочу" и "могу" - идеальный или близок к идеальному, но много ли в нашем мире идеального? И нужно ли стремиться к идеалу, если этот идеал чужой и соответствовать ему требует кто-то другой?