Найти тему
НЕ ВСЕ РАВНО 2023

Новые «Мастер и Маргарита»: в общем, все умерли.

Вчера вечером ходили на нового «Мастера и Маргариту». Зал был полон на 2/3. А таких залов только в этом ТЦ — 8. Не как на «Чебурашку», конечно, но и фильм серьёзнее, не для всех.

Мастер и Маргарита -2024
Мастер и Маргарита -2024

Зрители в основном — молодежь до 30.

И это радует. Значит, им не все равно, раз пошли. Значит, знают или по-крайней мере слышали о лучшем русском романе ХХ века, который то ли сам проклят, то ли, скорее всего, прокляты те, кто его прочитали.

С другой стороны людям более старшего поколения понять этот фильм будет сложно. Это пересобранный постмодернистский Булгаков, снятый в клиповой манере не последовательного, а хаотичного повествования.

Взяли канонический М&М, разложили на пазлы и из этих пазлов затем создали новую визуальную и смысловую реальность. (Осторожно: дальше — спойлеры).

Когда непонятно, что происходит в жизни, а что — в зазеркальном бреде больного шизофренией писателя.

Потому что довели. Очень его понимаю.

Что-то из сюжета романа оказалось лишним. Например, полностью ушла вся мистика.

Новейшая история Мастера и Маргариты — это как если бы ее записал в его истории болезни психиатр Стравинский.

Жил-был успешный писатель, который сочинил пьесу про Понтия Пилата и Иешуа. Автора сначала восхваляли и пьесу ставили, затем внезапно за один день запретили (потому что политика партии изменилась), а самого писателя затравили.

Он попал в тюрьму, оттуда в дурку. А в дурке, украв ключи у добрейшей Прасковьи Фёдоровны, покончил с собой, выбросившись с балкона.

Любовница его Маргарита тоже покончила. Отравилась. Потому что Прасковья Фёдоровна передала ей на прощание рукопись романа ее любовника.

Ту самую рукопись, которую он сжёг перед обыском. Не потому, что возненавидел свое Творение, а чтобы не оставлять улики.

А потом, в сумасшедшем доме, восстановил книгу по памяти. Но это был уже не роман про Понтия Пилата.

С точки зрения психологии это была проработка старых обид и наказание обидчиков.

«Мне отмщение и Аз воздам».

А в реальной жизни ничего такого. Сплошной атеизм и диалектика, справедливости вовсе не подразумевающая.

Все, что происходит в Москве, начиная с часа невероятно жаркого заката на Патриарших прудах «имени Карла Маркса» — бред больного человека.

Его альтернативная вселенная.

Потому что никогда не существовало в реальности коммунистической и антиутопической Москвы в стиле любимого режиссёра Гитлера Лени Рифеншталь. Не было гигантского Дворца Советов и парящей статуи Ленина с библиотекой во голове. И Патриарших прудов в траурном атеистическом граните.

И поэт Иван Бездомный за свитой Воланда не гонялся тоже… Это все компьютерная графика в фильме и галлюцинации Мастера в голове.

Все умерли. Всех похоронили. Кто не умер, тот продолжил делать карьеру. Собственно, кроме Мастера и его Маргариты не умер никто, даже Берлиоз.

До параноидальной шизофрении при желании можно довести любого человека. Где тонко, там и рвётся.

Писательская душевная организация, стресс на стрессе. А тут лишили куска хлеба, публично оскорбили и унизили…

И вот уже вчерашний классик двоится в собственных глазах и мстит своим обидчикам на бумаге.

А когда Мастер понял, что выхода нет, каждому, включая него самого, воздалось по вере. Так как покончить с собой может только человек, твёрдо рассчитывающий, что потом будет только чёрное небытие.

В противном случае уж лучше пострадать, ну на фиг этот самый глубокий, девятый круг ада для самоубийц в виде каменного колодца из строек и мостов до скончания времён. Нам и Москвы с постоянно с 30-х годов перекладываемой плиткой вполне достаточно.

Да, у Булгакова был Дьявол, который все расставил по своим местам и каждому воздал по заслугам.

Дьявол Басилашвили мудр и устал, того и гляди отдаст Богу душу. Дьявол Аугуста Диля — как любопытный ребёнок, интересующийся миром. Но в его «вечное совершение блага» — я не верю
Дьявол Басилашвили мудр и устал, того и гляди отдаст Богу душу. Дьявол Аугуста Диля — как любопытный ребёнок, интересующийся миром. Но в его «вечное совершение блага» — я не верю

У Локшина Дьявола нет. Бога тоже нет.

Вместо Иешуа — актер эпизода из Нидерландов с интересной фамилией Водовоз. Проходной мимолетный персонаж. И был ещё его альтер-эго — актёр, игравший Иешуа в запрещённой пьесе Мастера, который на допросе в НКВД честно признается, что он вообще не при чем. Ему какую роль дали, ту он и говорит.

Иешуа не ведёт философских диалогов с Пилатом.

И Пилат его по большому счету не предаёт. Римскому Прокуратуру непонятно, конечно, за что местные иудейские власти помиловали откровенного разбойника и убийцу, но при этом обрекли на смерть человека, который не сделал ничего дурного и даже лечит головную боль.

Но в конце-концов это и не дело Прокуратора. Варрава так Варрава, комиссии по помилованию виднее.

Пилат не струсил. Просто четко выполнил нормы УПК своего времени. Не особо и переживал даже. Что взять с дикарей…

Кстати, как сложилась посмертная судьба Пилата у Булгакова мы помним — 2000 лет он ждал прощения и даровал ему свободу именно Мастер, в ипостаси Творца, а вот реальный Пилат? Что стало с ним?

Помнил ли он имена всех приговорённых к кресту преступников в заштатной римской провинции? Сожалел ли хоть о ком-то?

«Ничего личного, просто работа», — протягивает руку Мастеру критик Латунский на некой закрытой вечеринке. Где пьют, жрут и Верник переодет трансгендером.

Если бы не знала, что фильм снимали «до», подумала бы, что это пародия на голую вечеринку. На месте Верника-Бенгальского в перьях я бы уже беспокоилась…

Впрочем, его там совсем мало. Почти как Иешуа.

Вечеринка в фильме, кстати, проходит в реальности. В отличие от бала Сатаны, который тоже был только в сознании Мастера. Вернее, на страницах его романа, который читала умирающая Маргарита.

И все эти насильники, убийцы, палачи — они то ли в аду, то ли еще в чистилище, в одной очереди с ней. Никакая она не Королева, а одна из.

Знаменитого шоу в варьете, где с неба разбрасывали червонцы, а дамы потом бегали голыми, не было тоже. Спектакль назывался «Вперёд в будущее», а речь в нем шла о том, как будет жить страна советов в 2022 году…

Собственно, так выглядит Москва 30 декабря 2022 года. Спектакль варьете
Собственно, так выглядит Москва 30 декабря 2022 года. Спектакль варьете

(Тут я, конечно, вздрогнула, потому что

в реальности Мастера с неба во время шоу падала бомба, которую расстрелял Азазелло над головами зрителей. Из бомбы и выпали червонцы, которые быстро расхватали в партере)

Люди что… люди остались прежними. Как и раньше были. При Булгакове.

Квартирный вопрос вот только испортил их.

Территории мало.

Тема Крыма, кстати, раскрыта. Любимой Степаном Лиходеевым «Ялтой», которая на самом деле оказалась психиатрической клиникой, куда его привозили после запоев.

И стишками Бездомного, который на самом деле никогда не писал про Иисуса, а исключительно про отдых на ЮБК. И ещё наезжал на писателя, за что ему и досталось.

Дьявол как всегда безупречен. Лучший, из существовавших. Молод и полон сил.
Дьявол как всегда безупречен. Лучший, из существовавших. Молод и полон сил.

Существовал в реальности и Воланд, смешливый иностранец, с которым Мастер познакомился в тот день, когда коллеги сломали жизнь.

Иностранцу было любопытно смотреть на то, что творится в советской России. Но он лишь наблюдатель за происходящим, никакой не участник, не сочувствующий и тем более не вершитель судеб.

И даже, когда сделав жуткое лицо, говорит, что видел самого Понтия Пилата на балконе, понимаешь, что нет, не видел.

Это шутка такая. Он вообще шутник, этот Консультант, хотя и симпатизирует Писателю, но ему абсолютно все равно, что будет с его новым товарищем, с которым они так хорошо поговорили, как в свое время Пилат — с Иешуа.

У каждого времени свои «Мастер и Маргарита». Здесь нет никакого проклятья романа или экранизаций.

Мастер и Маргарита -2005
Мастер и Маргарита -2005

Когда утверждают, что в зрелищном фильме Бортко (практически дословной иллюстрации текста) многие актеры умерли, ну так что же — человек, к сожалению, смертен. И даже внезапно смертен.

Фильм Юрия Кары (зарубежные экранизации не рассматриваю) когда-то не поделили режиссер и продюсеры. Были обычные финансовые разборки. Поэтому 20 лет и не показывали. Тоже ничего мистического. Такое время было, лихие 90-е.

Если бы не слышала, что новый М&М снимали года четыре, я бы решила, что это было сделано какими-то самоубийцами на злобу дня.

По сравнению с теми аллегориями, которые были представлены в нем, недавняя голая вечеринка — так, детский лепет.

Думаю, наши чиновники от Минкульта все пропустили потому что ничего не поняли. Хотя там настолько все чёрным по белому…

И о роли личности в истории, и о стране, которая все никак не насытится человеческими душами.

И, главное, зла нет. Дьявола не существует. Его тоже придумал Мастер. Как сублимацию.

«Чего же у вас, чего ни хватишься ничего нет…» (с)

Поэтому кино могли пропустить. Там прекрасная концовка. Страшнее которой и придумать невозможно. Будешь как Мастер, покончишь с собой в дурдоме.

В новейшей Мастере и Маргарите нет даже предпосылок к тому, что кто-то придёт и спасет главных героев, что их души обретут покой, а свита Воланда на страницах дописанной рукописи, выпавшей из рук мертвой Маргариты, навсегда покидает пылающую Москву, этот ненавидимый прокуратуром город в пожирающем и очистительном огне …

Нет справедливости. Нет веры. И надежды на воскрешение тоже нет.