Я много видел его иллюстраций, но ничего не знал об их авторе. Орест Верейский - один из самых видных советских художников, графиков, иллюстраторов советской эпохи. Увидев сегодня его работы, я решил написать о нем статью, ведь эти его иллюстрации и картин вызвали в моей памяти много воспоминаний. Многие из нас знакомились с творчеством русских и советских писателей через его творчество.
Я всегда удивлялся невероятному таланту, мастерству советских иллюстраторов. Как можно слова, предложения и их смысл, содержание романов, повестей, рассказов показать небольшим набором художественных средств. Порой даже не используя цвета. Только линиями, штрихом, пятнами и, редко, цветом.
Художник родился в семье Георгия Верейского, который был художником, и детской писательницы Елены Верейской, дочери историка Н. И. Кареева в 1915 году. Мальчика назвали поэтическим древнегреческим именем. До 1922 года он жил в селе Аносово, сегодня это - Новодугинский района Смоленской области.
Интересно, что художник в 1936—1938 годах был вольнослушателем Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Его наставником как художника был его отец и художник и педагог А. А. Осмёркин. Он также обучался у художника Н. А. Тырсы с 1938 по1939 год. И только в 1939 году Верейский окончил Ленинградский институт повышения квалификации работников искусств.
Очень широко Верейский стал известен как художник книжной графики. Он оформлял издания писателей Шолохова, Паустовского, Фадеева, Пришвина, Бунина, Хэмингуэя и др. Он иллюстрировал часть произведений "Библиотеки всемирной литературы" . А это - почти двести томов! В 1978 году за эту огромную работу художнику была присуждена Государственная премия.
Особенно запомнились читателям иллюстрации к "Анне Карениной". В 1984 году он был награжден Золотой медалью Академии художеств за иллюстрации и оформление этого романа Л. Толстого. Его работы даже были изданы как набор открыток. Настоящий роман в живописных работах.
В 1940 году художник переехал жить и работать в Москву. В годы войны он работал в редакции газеты "Красноармейская правда" третьего Белорусского фронта, где встретился с А. Т. Твардовским. Эта встреча изменила судьбу художника.
Верейский и Твардовский подружились. Художник создал иллюстрации к произведениям Твардовского. Именно образ Василия Теркина, созданный Верейским, был утвержден самим А.Т. Твардовским.
Полного расцвета таланта Ореста Верейского достиг в годы Великой Отечественной войны. Это были годы подвига народа. Годы высочайшего напряжения моральных, интеллектуальных и физических сил советских людей. Художник непрерывно работал.
Искусствовед А.А. Каменский в статье о художнике написал: "... в эпоху великих испытаний он обостренным зрением увидел и оценил красоту и силу простых человеческих чувств понял, какое нескончаемое богатство поэтического содержания кроется в самых обыденных сценах нашей жизни... "
После войны художник был невероятно востребованным. Он работал с издательствами "Детгиз", "Советский писатель", "Художественная литература"; журналами "Смена", "Костёр", "Огонёк".
Художник писал: "Известно, что детство у человека по ощущению - самое долгое, юность - кажется, что не будет ей конца, а потом... Когда идешь с горки, шаг убыстряется. Бег времени почти физически ощутим. Как несправедливо коротка человеческая жизнь - думаешь, когда тебе перевалило за семьдесят. Но если представить себе, как много прожито, пережито, изведано, увидено... Сколько радостей, бед, тревог, огорчений, ошибок, сколько дел вмещает одна человеческая жизнь - такая ли короткая, как нам кажется?"
Он активно занимался и преподавательской работой. Он был с 1978 года руководителем творческой мастерской графики Академии художеств СССР, Действительным членом Академии художеств СССР, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, Член Союза художников СССР.
В одном из интервью художник говорил: "Сколько хороших книг хотелось бы еще проиллюстрировать, успеть бы только. Сколько лиц, чем-то в разное время привлекших твое внимание, хотелось бы нарисовать. Сколько набросков в твоих альбомчиках еще не реализовано. Когда приходит пора подводить итоги, о чем ни думаешь, все неизбежно начинается со слов: недоделал, недоувидел, недо... Этих "недо..." - множество. Господи, кажется давно ли говорили: молодой, подающий надежды. И вдруг: "Вы художники старшего поколения..."
Умер 2 января 1993 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище. Художник оставил нам огромное наследие и, мне так кажется, с помощью своих иллюстраций участвовал в воспитании каждого из нас...
Надеюсь, дорогие читатели, Вы получили удовольствие от знакомства с творчеством этого художника. Не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться. Это важно для развития канала. До новых встреч, Ваш Алекс.