Коронавирус, оставивший свой след в 2020 году, и внимание на спецоперации РФ на Украине в 2022 году не только изменили политико-экономическую картину мира. Они также напомнили россиянам о «новых 90-х». Но в чем суть этих «новых 90-х», о которых предупреждали еще в 2014 и 2020 годах? Пока что только в неутешительных прогнозах о серьезных трудностях в ближайшем будущем. Насколько оправданы эти прогнозы, увидим в будущем, а на данный момент давайте обратим внимание на что-то более позитивное.
Сегодня речь пойдет о телевизионной рекламе 90-х в «русском стиле», отличающуюся от рекламных роликов, созданных по американским учебникам маркетологов из США. В рамках данной темы у нас будет две статьи, в которых мы представим подборку самой лучшей и популярной российской рекламы 90-х. Каждая из них - маленький шедевр. И некоторым маркетологам стоит увидеть данные ролики хотя бы для того, чтобы попробовать найти вдохновение.
1. Olivetti и программа «Время»
Безусловно, реклама на телевидении была еще в СССР, однако только в 1990-е годы россияне стали наблюдать на своих телеэкранах рекламные ролики зарубежных брендов.
Какая из западных компаний первой выпустила рекламный ролик на российском ТВ? Сейчас сказать уже невозможно. Однако с легкостью можно отметить зарубежный бренд, который запомнился своим подходом больше всего. Это Olivetti - итальянская компания, которая выпускала офисную технику и пишущие машинки.
Все же помнят заставку часов с обратным отсчетом прямо перед началом программы новостей «Время»? Так вот, именно на них бренд решил запустить свою рекламу, вставив название фирмы прямо на часах, которые были в то время для россиян чем-то священным и незыблемым.
Как же обалдели российские зрители, увидев незнакомое название прямо на тех самых часах на синем фоне! И им приходилось каждый день видеть его с 20:59 до 21:00, пока происходил обратный отсчет.
Это, к слову, прекрасный пример так называемого партизанского маркетинга, подразумевающий продвижение нестандартными, креативными путями (как правило, еще и довольно дешевыми).
2. Вентиляторы и мюзикл? А почему бы и да!
Совершенно необычный и в чем-то инновационный подход к рекламе продемонстрировал «Мовен», т.е. московский вентиляторный завод. Отвечал за этот музыкальный видеоролик длиной в одну минуту сам директор завода Александр Левин, который, к слову, сам был рекламщиком, имеющим опыт по работе в «Союзрекламфильме».
Создатели рекламы-феномена - тогдашний оператор на Студии Горького Ефим Любинский (сейчас является продюсером) и композитор Владимир Матецкий. Примечательно, что последний вошел в команду только по той причине, что Любинский больше не был знаком ни с одним другим композитором.
Главное, чем хотели отличиться создатели - оригинальностью. Ставка на что-то новое и необычное сработала на все 200%. Видеореклама, в которой люди поют, танцуют и призывают заключить с «Мовеном» контракт, имела эффект разорвавшейся бoмбы. Как заявлял сам Ефим Любинский, данный ролик стоимостью $2 000, обеспечил завод огромным количеством заказов - на 2 года вперед!
Выход за рамки, китч, а еще эпатаж и провокация - вот те составляющие успеха, который принес авторам данный рекламный ролик.
3. Фирма «Сэлдом» и «очень простая реклама
Абсолютно, по нашему мнению, гениальный подход продемонстрировала в 90-х зарубежная фирма Сэлдом, которая занималась созданием компьютерной и офисной техникой.
Маркетологи фирмы решили не рассказывать россиянам (для которых в те времена понятия «видеомагнитофон» и тем более «CD-диск» ровным счетом ничего не значило) ничего о своих продуктах. Вместо этого была создана серия коротких роликов для тех немногих, кто был «в теме».
Кроме этого, реклама выполнила и другую цель: вбила в головы россиян факт того, что на их рынке есть такой вот бренд «Сэлдом».
Автором такого подхода был копирайтер Владимир Перепелкин. Он рассказывал, что компания хотела сделать рекламу в России, с которой «слетел» железный занавес, но сделать это так, чтобы никто не понял, чем она занимается. Представляете, на какой риск пошло руководство? Но в результате через многие годы они сообщат, что подобный подход сильно помог повысить узнаваемость бренда в России. Это сыграло огромную роль впоследствии, когда «Сэлдом» начал завозить в нашу страну телевизоры и «видаки».
Вот такой вот пример вирусного маркетинга девяностых. Главные принципы, которых придерживались маркетологи компании - дешевизна, необычность, виральность. Несмотря на то, что никто не понимал, о чем это, все запомнили название бренда.
4. Ортопедический центр «Балтия» и танцующие скелеты
Вдохновлялись ли создатели следующего рекламного ролика классическими фильмами про оживших мeртвeцов режиссера Джорджа Ромеро? Этого мы сказать не можем, но в 1992 году на всех телевизорах страны начала крутиться реклама ортопедического центра «Балтия», представляющая собой мультик длиной меньше минуты.
В нем две собаки пытаются отобрать друг у друга кость, которую отбирает восставший скелет - ему, так сказать, нужнее. Он вставляет кость вместо отсутствующей ноги, и они со своими товарищами начинают танцевать и петь про тазобедренный сустав и деформирующий артроз.
Развлекательный и даже вызывающий смех ролик имел успех. И это довольно практичный подход, ведь позитивные эмоции особенно нужны людям в сложные времена.
5. Горбачев и... Pizza Hut?!
В истории нашей страны есть огромное количество примеров государственных лидеров, которых половина населения обожала, а вторая - люто нeнaвидела. Единственный президент СССР Михаил Горбачев - не исключение. В 1997 году он вместе со своей внучкой Ксенией стал героем рекламного ролика сети пиццерий.
Российские зрители, не успев отойти от Olivetti на часах программы «Время», вновь знатно обалдели. И действительно, это было... странно. Учитывая, что сама сеть Pizza Hut - американская, и вся реклама шла исключительно на страны Запада. Это был провал.
Однако это с какой стороны посмотреть. Во-первых, многим российским зрителям ролик запомнился на всю жизнь. А во-вторых, все деньги, полученные со съемок, Горбачев потратил на обустройство «Горбачев-Фонда» в столице России.
Впрочем, приглашать в рекламу звезд не всегда бывает полезно для бренда. Зачастую деньги можно потратить с куда большей пользой.
Друзья, вторая часть материала в рамках данной темы уже на подходе. Если вы еще не подписаны на наш канал - обязательно подписывайтесь. Здесь интересно.