Найти тему

Как мы помогали совхозу

Ничто не смогло объединить наш класс так, как помидоры. Я имею в виду не те помидоры, которые на столе или в магазине, а те, которые в поле, требующие немедленного сбора.

В наше время, чтобы не отвлекать рабочих совхоза от других сельхозработ, на сбор помидоров обычно приглашали школьников близлежащих школ. Работали на сборе урожая школьники охотно и дружно. У нас в совхозе самая близлежащая школа к помидорному полю была именно наша, поэтому нас чаще всего и посылали на помидоры.

Отправляли на уборку седьмые и девятые классы. Народ уже сознательный, работоспособный, а до экзаменов еще далеко – самая подходящая категория работников.

Накануне нам объявляли, чтобы назавтра мы явились в школу с ведрами. Мы кричали «ура!» и наутро приходили в школу в самом приподнятом настроении. К нам прикрепляли наиболее свободных учителей: физрука, трудовика, учителя рисования и учителя пения (в школе его все называли «Пеник»). Обычно рисовальщик и Пеник сопровождали на работу семиклассников, а к нам прикрепляли трудовика или физрука. Мужики они были крепкие и бывалые. Если что, могли и подзатыльника отвесить. А на первых порах для девятиклассников это требовалось, потому что девятые классы после выпуска восьмиклассников собирались с миру по нитке: к тем учащимся, которые остались доучиваться в средней школе, добавлялись все пришлые и приезжие. И всякий 9 класс представлял собой сборную солянку.

Наш класс не был исключением: почти треть класса были новички.

Правда, у нас была чудесная староста, моя подружка Мила. Именно она-то и была настоящим руководителем, а не наша классная. Мила была честью и совестью класса. Мы старались вести себя благопристойно в стенах и за стенами школы, чтобы не подводить старосту, так как за все грехи класса ответ держала только она.

Нашим новичкам мы сразу популярно указали линию поведения. Они быстро усвоили все предписания, но в общественно-полезных делах и мероприятиях были слишком инертны, хотя мы пытались их как-то привлечь. Сплотить и зацементировать наш 9»б» помогли совхозные помидоры.

К восьми утра труженики помидорных полей с ведрами и харчами собирались на школьном дворе. Быстренько проводилась поименная перекличка и весь народ дружно топал на работу. Семиклассники шли строем с учителем впереди. Девятиклассники шли толпой с учителем позади.

Помидорное поле находилось, можно сказать, рядом: в конце улицы через дорогу. Сразу за магистральной трассой, тянущейся из города прямо на Кавказ, расстилалось огромное поле, которое упиралось за горизонтом прямо в Кубань. Сейчас на месте этого поля вырос целый микрорайон, застроенный коробками многоэтажек.

Обычно первый час все работают ударно. Мы же понимаем, что стране нужны сельхозпродукты, что без нас совхоз не справится с поставкой помидоров городу. И потому уже к 9 часам целая гора ящиков с помидорами громоздится на дороге между участками поля. Еще минут через пятнадцать пустых ящиков уже нет. Учитель объявляет нам, что сейчас трактор подвезет новую партию ящиков, а пока мы можем слегка передохнуть.

Лучше бы он нам этого не позволял. Объявленный перерыв затягивается на полчаса. Все удобно усаживаются на перевернутые ведра и вытаскивают из закромов снедь, кому что дома в мешочки уложили. Каждый сам по себе уплетает котлетку, пирожок, колбасу или куриную ножку и запивает ситром или компотом.

Невесть откуда появляется лохматая псина, которая, льстиво помахивая хвостом, обходит жующих работников. Останавливается перед каждым и жалобно смотрит прямо в рот. Вот её угощает один, другой, третий…

Местные собаки давно уже заприметили, что если толпа школьников выдвигается в поле, то голодным точно не останешься.. Дети не взрослые: к собакам относятся душевно. К сожалению, не все. Вот Колька шутки ради запускает в собаку помидор.

- Ха-ха, Тузик! Получил! – ржет Колька.

- Ты че, оборзел, идиот! – вступается за собаку Светка. – Чего ты животное обижаешь, скотина?! – орет она на Кольку и вмазывает шутника помидором.

Через пять минут помидорное поле превращается в стрельбище. Команда девчонок численно превосходит команду парней. Но на помощь нашим пацанам приходят парни из 9-го «а».

- Вы что здесь такое вытворяете?! – орет физрук. – Немедленно прекратите это безобразие!

Все послушно опять усаживаются на ведра, чтобы продолжить трапезу.

- А чего это вы расселись? – кричит физрук. – Ящики уже давно вас ожидают.

Нехотя поднимаемся. На сытый желудок работать неохота. Еще и ведра как-то странно потяжелели. Дело идет ни шатко ни валко. Один только Тютя носится с ведром, как электровеник, между рядами помидорных кустов, то и дело вываливая в ящики помидоры.

Тютя у нас - Тютя. Тощий, нескладный, безответный. Он у нас зубрила и отличник. Он все делает как положено: если его послали в поле работать, он работает на совесть. Тютя он у нас еще и потому Тютя, что фамилия у него Тютчев.

Работать нам положено до 12 дня. А еще только 10. Привезенная партия помидорных ящиков наполнена едва наполовину. А у семиклассников, работающих напротив, через дорогу, трактор уже дважды увез собранный урожай.

-2

- Хватит болтаться! – командует староста. – Давайте нормально работать! Перед малышами стыдно!

Еще около часа мы работаем добросовестно. Трактор, наконец, увозит и нашу партию полных ящиков.

Тут Вовка (наша классная головная боль) придумывает следующую штуку: берет пустой ящик и выходит с ним на дорогу, где стоят наши ящики чуть поодаль от тех, которые наполняют семиклассники. Становится между штабелями ящиков и заворачивает семиклашек с полными ведрами от их ящиков к нашим.

- Эй, ты, труженик полей! Чё несешь? Помидоры? Молодец! Давай, вываливай сюда ко мне! Давай, давай! – хватает за шкирку. – У вас и так уже достаточно!

Полный ящик несет в нашу кучу, потом опять идет ловить очередного семиклассника.

- Щепа! У тебя совесть есть, паразит? – кричит ему Мила.

- А че? У них вон сколько, а у нас мало.

- Работать надо нормально, а не филонить!

Подбегают оба руководителя: наш и тот, кто с семиклассниками:

- Ты что же это вытворяешь, чума болотная! – орет наш, размахивая руками.

- А чё сразу уж и обзываться!

- Сейчас я тебе еще и голову намылю!

-3

После 11-ти мы опять садимся на перекус. Но так как после первого перекуса у каждого из нас мало что из съестного осталось, мы решаем все, что у кого есть, выложить на общий стол.

Вот он – золотой час дружеского обеда. Оказывается людей крепче всего объединяет общее застолье.

После обеда самые продвинутые работнички незаметно улизнули домой. Оставшиеся принялись уговаривать руководителя отпустить домой всех: все равно уже скоро двенадцать.

- Да вы что? – возмущается руководитель. – А кто ящики на трактор грузить будет? Пушкин?

- Тютчев! – хором кричим мы.

…К поселку нас радостно сопровождает благодарный Тузик. Или, как его там, Шарик или Барбос?