Гора Соболиная - единственный оборудованный подъёмниками горнолыжный курорт на Байкале. Расположен в Иркутской области на склонах хребта Хамар-Дабан в самой южной части озера Байкал, замёршую гладь которого видно прямо с трасс. Перелёт из Москвы в Иркутск длиной в 4200 километров занимает 6 часов, трансфер в 150км - ещё около 3х часов. Курорт находится недалеко от города Байкальск, а южнее в 120км по прямой уже Монголия.
Есть лишь один отель, расположенный вплотную к посадочным станциям подъёмников, - Гранд Байкал. По форме представляет из себя пять сторон октагона и имеет смещение этажей из-за того, что расположен на рельефе. Данный отель сросся с рестораном Бугель Вугель, по тёплому переходу можно пробраться из одного в другой и обратно. Непосредственно на ресепшене данной гостиницы можно приобрести и пополнить скипас. Отель оснащён тёплым скирумом со шкафами, открывающимися электронной картой-ключём от номера. В наличии небольшая игровая зона с пластмассовой горкой, кубиками и мультиками для самых маленьких, а также напольной дженгой и столом для русского бильярда для игроков постарше.
Горный хребет Хамар-Дабан большей частью расположен в соседней Бурятии и лишь слегка в Иркутской области. С бурятского переводится не то "хребет нос", не то "перевал орех", речь, видимо, идёт про кедровый орех, так как кедры на склонах присутствуют. Байкал (справа на фото) окружён со всех сторон горными хребтами и сопками, находится в рифтовой впадине, то есть в крупном разломе земной коры.
В мифах и легендах самое глубокое озеро на планете выступает в роли отца, в которого впадает сотни рек и ручьёв, питая и пополняя его. Эти водные потоки олицетворяют его детей, среди которых была лишь одна дочь. Эту единственную дочь звали Ангара. Влюбилась она в богатыря Енисея, хотя отец уже решил выдать её замуж за богатого Иркута. Надумала Ангара сбежать к Енисею. Узнав об этом, могучий Байкал рассвирепел и попытался преградить ей путь, кинув вслед ей скалу Шаман-камень, но дочь побежала дальше. Тогда Байкал послал за ней в погоню Иркута. Тот устремился за ней, но только и успел схватиться за её длинную фату. Ангара встретилась с Енисеем и потекла дальше вместе с ним.
Вид на трассу 4 с верхней станции подъёмников, находящейся на высоте 1004 метра, перепад высот зоны катания - 479м. Непосредственно на вершину ведут лишь пара быстрых бугельных подъёмников. Один из которых состоит из двух очередей суммарной длиной около 1900 метров. Второй за раз прокатит вас на 1832 метра. В планах построить шестиместный кресельный подъёмник, ведущий на эту вершину.
Кроме указанных выше бугельных, имеется один трёхместный кресельный подъёмник, поднимающий чуть ниже вершины горы, к кафе Высота 900. Данное заведение общественного питания оборудовано смотровой площадкой и, как можно догадаться из его названия, расположено на высоте 900 метров над уровнем моря. Этим единственным кресельным подъёмником активно пользуются туристы без лыж и сноубордов, чтобы подняться на смотровую площадку и перекусить в кафе с отличным видом. Но для комфорта и безопасности посадки/высадки данных персонажей скорость движения креселки могут снижать вдвое или вообще останавливать данный подъёмник на несколько секунд. Что значительно увеличивает время подъёма, учитывая обилие данных зрителей без горнолыжного снаряжения.
Кривизна Земли не будет препятствовать вашему обзору невооруженным глазом на расстояние ~ 80 километров вокруг с такой высоты. Например, горы на противоположном берегу озера расположены примерно в 30-40 километрах от наблюдателя, взобравшегося на данную смотровую площадку.
Кстати, подобных проблем с увеличением времени подъёма из-за посетителей смотровой площадки, процент которых очень высок тут, как и в Таджикистане, можно было бы избежать, если бы этот подъёмник был с отцепляемыми на посадочных станциях креслами/гандолами. Такие решения есть в арсенале производителя данного подъёмника - компании Скадо, но только для 4х, 6ти и 8ми местных подъёмников.
Вид с трассы номер 4. Направо пойдёшь, на 7ю трассу попадёшь. Налево пойдёшь на трассу 6 попадёшь, а там и кафе Высота 900, отличающееся самой вкусной едой на курорте, и смотровая площадка, и даже туалет. Кроме того, вечно работающая пушка на перегибе и поворот на чёрную трассу номер 5, за которой совсем, видимо, не ухаживает ратрак. Формат кафе Высота 900 можно охарактеризовать модным нынче англицизмом фри-флоу (free flow), то есть свободное перемещение посетителей и раздача готовых блюд по вашему желанию. А то мы и не знали, как это называется, когда 20-30 лет назад в университетской столовой нас обслуживали таким же способом.
Трасса номер 8 (правая) имеет хороших уклон. Вышеупомянутая вечно работающая пушка на перегибе хоть несколько и усложняет проезд, зато постоянно добавляя новый снег на данный участок склона, защищает его от любителей поскрести склон постоянными поворотами и дугами для снижения скорости.
Слева поворот на чёрную трассу номер 5. Её, к сожалению, не ратрачили при нас ни разу. На въезде на трассу стоит табличка, сообщающая, что данная трасса закрыта, но останавливает это далеко не всех. Справа на фото - трасса номер 8 (правая).
Далее серия фотографий с красной трассы номер 1. Заметно, что за ней ухаживают снегоуплотнительные машины, для которых в России торговая марка Ratrac (Ratrak) стала нарицательной, как ксерокс или памперс. В штатах же нарицательной стала торговая марка Sno-Cat, и машины для подготовки горнолыжных склонов там называют snowcat.
Та же первая трасса. Тут, как и на фото выше, Байкал сливается с небом. Не ведая хотя бы ориентировочно очертания озера, разглядеть границу между его заснеженной поверхностью и небосводом, полагаю не очень то и тривиально.
Трасса номер 1 после снегопада. Пухляк уже сбился в кучки, возможно, самое время поработать ратраком. Отвал, фреза и уплотнитель которого могут творить просто чудеса.
Нижний участок трассы номер 1. Внизу вас ждёт посадочная станция самого длинного на данном курорте бугельного подъёмника номер 6 длинной 1832 метра. А самый длинный в мире бугельный подъёмник длинною аж 2990 метров, расположенный в Швейцарии, был закрыт в 2022 году.
Снова трасса номер 1 после снегопада. С левой стороны склона чем вам не quarterpipe? В целом трассы расположены на северном склоне горы. В этом можно найти как преимущества, так и недостатки. Из преимуществ - снег лежит дольше, не тает на солнце. Также не слепит солнце, хотя это можно решить сменой линзы на маске, если она у вас съёмная и в комплекте шло две разные линзы.
Трасса номер 8 (правая), вид с кресельного подъёмника. В целом трассы достаточно свободные даже в выходные и праздники. Очередей и столпотворения на подъёмниках нет. В будни даже не включают 5й подъёмник нижней очереди, идущий параллельно 1му. У меня сложилось впечатление, что бугельные подъёмники поднимают быстрее, чем 3х местная креселка номер 3. Правда зато вы не отдыхаете на подъёме, особенно если вы сноубордист. Одно дело - сидеть на попе на креселке, другое, если вас тянет за ногу швабра, и вы периодически сражаетесь с неровностями под ногами.
Эта же трасса номер 8 (правая), обе развилки слева на фото приведут на синюю трассу номер 11 и к посадочной станции второй очереди, она же бугельный подъёмник номер 2, ведущий на вершину горы.
Синяя трасса номер 10, разогнавшись на 8й, можно проехать её по прямой и с ветерком аж до посадочной станции нижней очереди бугелей 1 и 5. А чтобы не мёрзли ваши очи на такой скорости, очень советую использовать маску. Важно, чтобы линза маски была сухой как внутри, так и снаружи. Любое запотевание и конденсат, здесь достаточно быстро могут замёрзнуть. Ведь средняя температура января и февраля тут около минус 15 градусов Цельсия.
Эта же трасса 10 после снегопада. Только 11я и 14я трассы имеют искусственное освещение. Тем не менее, все подъёмники закрываются в 17:00. Поэтому лучше не спать до обеда, а приходить на склон к открытию подъёмников - 10:00. Подробнее о режиме работы и ценах можно ознакомиться тут.
В этом месте трасса 10 снова подныривает под кресельным подъёмником. Как видно, данный участок трассы достаточно пологий. Но если как следует разогнаться выше, то это не проблема.
"Закрытая" чёрная трасса номер 5. Катающихся тут заметно меньше, но они есть. Моё предположение, что данную трассу не ратрачат из соображения экономии средств. Всё-таки отдыхающих на данном курорте не так много даже в выходные и праздники, а значит, возможно, приходиться сокращать расходы.
Продолжение трассы 5. Данный участок на схеме обозначен под номером 14. Что, видимо, является ошибкой, так как: 1) трасса называется сноупарк, а сноупарком тут и не пахнет; 2) на схеме есть другая трасса под таким же номером 14, где как раз есть что-то похожее на сноупарк; 3) да и вообще странно, что участки одной и той же трассы пронумерованы по-разному.
Та же трасса номер 5. Местами из снега пробиваются засохшие растения, но камней к счастью нет.
Красная трасса номер 7. Имеет на самом деле хороший уклон. Главное - вовремя повернуть направо, если не желаете попытаться сломать дерево импульсом своего неупругого тела (привет, физика за 9й класс).
Синяя трасса номер 4. Наверху горы Соболиной, как здесь на фото, больше хвойных деревьев.
Внизу же горы преобладают лиственные деревья.
Кстати, пишут, что хвойные породы деревьев в Южном Прибайкалье сильно страдают от жуков-короедов, а также от злых бактерий (бактериальная водянка).
Верхняя станция бугельного подъёмника номер 6.
Самое глубокое озеро на нашей планете - достаточно сейсмически активное место. Слабые землетрясения вокруг фиксируются практически ежедневно, а за год их количество может достигать двух тысяч. К радости землетрясения в 1 балл классифицируются как "незаметные" и не ощущаются людьми, а лишь приборами.
Слева направо: кусочек отеля Гранд Байкал, ресторан Бугель Вугель, кафе Лыжи, доски, два стола, бургерная Прожарка. Левее не попала в кадр нижняя посадочная станция бугельных подъёмников 1 и 5, до которой со склонов можно доехать на доске. А между рестораном "Бугель Вугель" и кафе "Лыжи, доски, два стола" проход к нижней посадочной станции кресельного подъёмника 3. Вот к ней подъехать прямо со склона уже будет неудобно, все отстёгиваются полностью или частично, чтобы доковылять последние метров 20-40 до турникета этой трёхкреселки.
Ещё ниже - алея фастфуда и магазинчиков. Тут в основном еду не готовят, а лишь разогревают что-то готовое, например, пиццы.
Ледяные скульптуры и инсталляции с рекламой для фотографий на память.
Графический натюрморт аля "хвоя, стужа, две горы". Устойчивые отрицательные температуры положительно сказываются на сохранности данных ледяных скульптур. Днём термометр на нижней посадочной станции бугельного подъёмника показывал от -9 до -16 градусов Цельсия, и это в первой половине января. В целом зима рядом с Байкалом мягче на 5-7 градусов, особенно в южной его части, по сравнению с соседними районами. Озеро, как гигантский резервуар воды, прогреваясь в летний период, словно аккумулятор, накапливает огромное количество тепла.
"Приходилось" вставать на завтрак ни свет, ни заря, чтобы успеть к открытию подъёмников в 10:00. При размещении в Гранд Байкал, завтрак предоставляется в формате шведский стол в ресторане Бугель Вугель.
Встреча с Байкалом по пути из Иркутска произойдёт в заливе и одноимённом посёлоке Култук. Это самый западный населённый пункт на побережье Байкала. С горы, расположенной за спиной, к посёлку тянется Култукский серпантин. Здесь Байкал ещё не замёрс, возможно, ближе к концу января ситуация изменится.
Вид с федеральной автодороги "Байкал", в дали виден порт в Култуке и пара его портальных кранов. Данный посёлок основан аж в 1647 году!
Панорама на Ангару с земляной плотины Иркутской гидроэлектростанции. В семи километрах прямо от зрителя будет центральная часть города Иркутск, где в Ангару впадает Иркут. Иркутская ГЭС занимает 16 место среди почти двух сотен гидроэлектростанций в России, которые суммарно вырабатывают около 20% электроэнергии в нашей стране.
плюсы:
1) минимальные очереди на подъёмники даже в выходные и праздники
2) живописный вид на озеро Байкал с горнолыжных трасс
минусы:
1) крайне медленный подъём на кресельном подъёмнике в виду постоянной его остановки для высадки некатающихся туристов, поднимающихся на смотровую площадку
2) остальные подъёмники - бугельные, а значит придётся забыть об отдыхе на подъёме
3) не все трассы ратрачат