Найти в Дзене

Египетский стиль как фундамент всех стилей восточного танца

В настоящее время восточный танец танцуют во всех странах мира и , безусловно, каждая страна привносит в него свои оттенки, рождая тем самым различные стили и манеры исполнения беллиданса. Но так как колыбелью танца является Египет, то с какой манерой бы он не танцевался, основой техники танца является египетский стиль. Сразу оговорюсь, что и в Египте танцовщицы танцуют по разному в зависимости от своего темперамента. У каждой "звезды" Египта свой стиль. Нэгва Фуад танцевала иначе, чем Сухер Заки, та, иначе, чем Нахед Сабри, иначе чем Самия Гамаль, чем Тахия Кариока, Мона Саид и т.д. Нани - не Дина, а та - не Люси и не Айда Нур. Но в целом египетский стиль имеет свои черты, которые отличают его, например, от ливанского и турецкого. Корни современного египетского танца уходят в фольклор. Самое большое влияние на него оказал стиль балади. Именно от него Ракс шарки, что означает танец востока, впитал в себя расслабленность, медитативность. Танцовщица словно погружается в себя, соедин
Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

В настоящее время восточный танец танцуют во всех странах мира и , безусловно, каждая страна привносит в него свои оттенки, рождая тем самым различные стили и манеры исполнения беллиданса. Но так как колыбелью танца является Египет, то с какой манерой бы он не танцевался, основой техники танца является египетский стиль.

Сразу оговорюсь, что и в Египте танцовщицы танцуют по разному в зависимости от своего темперамента. У каждой "звезды" Египта свой стиль. Нэгва Фуад танцевала иначе, чем Сухер Заки, та, иначе, чем Нахед Сабри, иначе чем Самия Гамаль, чем Тахия Кариока, Мона Саид и т.д. Нани - не Дина, а та - не Люси и не Айда Нур. Но в целом египетский стиль имеет свои черты, которые отличают его, например, от ливанского и турецкого.

Корни современного египетского танца уходят в фольклор. Самое большое влияние на него оказал стиль балади. Именно от него Ракс шарки, что означает танец востока, впитал в себя расслабленность, медитативность. Танцовщица словно погружается в себя, соединяется с источником неведомой энергии и движется по ее воле.

Танец в египетском стиле похож на улицы Каира . Те же потоки свободных движений, управляемые скорее интуицией, чем правилами. На египетских улицах хаос гудков, отсутствие полос движения и светофоров наводят на мысль о полном хаосе из-за отсутствия порядка. Тем не менее, как галька в движущейся реке, машины толкаются и лязгают, повозки с осликами везут изящно сбалансированные пирамиды апельсинов и картофеля, но несчастные случаи случаются редко - и каждый добирается туда, куда идет, без особого стресса.

Исполнительницы беллиданса в египетской манере двигаются очень нежно и сдержанно, как бы контролируя себя. Движения направлены вдоль вертикали, перемещения очень ограничены в пространстве.

На мой взгляд самое что отличает египетский стиль от других это бедра. Именно в нем очень много движений бедрами. Можно сказать здесь все вращается вокруг бедер. Бедра пропевают мелодию, говорят фразы, выражают танцевальную мысль. В египетском исполнении мы чаще видим упор на волны, восьмерки и круги. И конечно же акценты бедрами. Всё на контрасте - плавные движения бедрами сменяются ударами, трясками. И всё это красиво обрамляется руками.

Одна из главных составляющих танца - это чувства и их выражение в танце.
Танец и музыка всегда были своего рода переносчиками чувств между людьми в Египте. В Египте люди редко изолируются; они собираются в мечетях, встречаются на общественных праздниках и регулярно приглашают соседей к себе домой. На уровне сообщества происходит обмен информацией через еду, разговоры, музыку, песни и танцы. Все эти взаимодействия содержат ритмическое качество, неторопливое и открытое – от их языка до их музыки. Разговоры начинаются медленно, становятся веселыми, иногда становятся жаркими и возобновляются смехом, а затем снова замедляются – очень похоже на стиль танца в Каире, Луксоре, Асуане и окружающих их деревнях. Египтяне даже общаются с незнакомцами, как если бы они были старыми друзьями, и жесты подразумевают скорее чувства, чем мысли.

"Быстрое движение ресниц танцовщицы вверх и вниз – а затем «взгляд» – длящийся долю секунды. Глаза танцуют, губы расслаблены и время от времени произносят слова. Руки уверенные – они выражают вопрос в музыке или текстах открытой ладонью. Или они текут и плывут с намеком на любовь. Они часто закрывают лицо застенчивой скромностью, зная, что трудно скрыть светящуюся красоту полной луны. Руки, глаза, тело — все говорит о том, что они знали эту музыку с момента ее создания". - так можно описать египетскую манеру танца.

Для наблюдателя еипетский стиль танца органичен и уравновешен, душевен и в то же время дерзок. Египетская танцовщица использует множество ритмов, которые создают звуковой ландшафт ее родины. Глубоко настроенная, она движется с простотой, которую можно сравнить с текущим медом. Она такая же египетская, как улицы Каира, где среди хаоса движение транспорта сливается в одно.

Египетский танец по своей природе является органичным, коммуникативным, искренним выражением. Жесты рассказывают истории, а глаза танцовщицы загораются, когда она покачивается. Земляная табла, бьющая ровный пульс, приводит тело в ритм, создавая естественную форму и структуру. Будучи восприимчивыми к нюансам музыки (часто живой музыки), ступни и бедра танцора чувствуют ритм. Вибрации уда и кануна и чувственные четверть тона придают движение и загадочность ее животу и бедрам. Танцовщица поглощена музыкой, а музыка ею.

Египетская музыка по большей части быстрая, иногда очень затейливая по оркестровке, особенно вступления. Много Максума и барабанов. Короткий, медленный таксим, если он вообще бывает. Четкая постановка рук и акценты, движения и проходки, очень много взаимодействия с публикой. Те, кто умеет, использует сагаты (цимбалы). Тем, кто не умеет, хватает ума нанимать кого-нибудь, кто за них простучит. Часто используется фольклор или сатира: это дает возможность исполнительнице несколько раз во время выступления поменять костюм. У египетских танцовщиц для народного танца существует обычно отдельные шоу или хотя бы отдельные песни. Здесь невозможны неожиданные выходы или эксцентрические номера.

Египетские звезды обычно держали и сейчас держат собственные большие оркестры, которые включают в себя несколько барабанщиков и разные другие инструменты. Музыканты репетируют до тех пор, пока не добиваются того, что хочет танцовщица.

Египетская танцовщица движется под музыку, она как бы растворяется в ней. Мелодия поет о любви, сердечной отдаче, душевной боли, сердечном юморе... и танцовщица вкладывает в эту историю свое сердце. Сердце, а не разум. Чувство, а не анализ. Ее ноги движутся согласно ритму. Они знают свои египетские ритмы всю жизнь и, следовательно, точно знают, когда помочь ей повернуться, развернуться или пойти под тихий бас. Ритм исполняется в ровном, расслабленном и предсказуемом порядке – никакой спешки, никаких хитростей, просто идеальная гармония между танцором и пульсом. Ритм говорит: «Иди вперед, теперь отойди назад, сюда со мной, туда со мной… позволь мне следовать за тобой, пока ты следуешь за мной». Ритм — друг и поддержка танцовщицы, он проявляется в ее ступнях и бедрах.

Костюм современных египетских танцовщиц представляет собой раздельный лиф и пояс, более широкий в задней части. Спереди он сужается к центру или переходит в не широкую прямую полосу. Танцовщицы надевают юбки низко на бедра, тем самым привлекая внимание к движениям нижней частью тела. Разрезы более скромные, чем например на турецких юбках.

Египтяне считают беллиданс традиционно "босоногой" формой искусства и с трудом представляют себе как можно танцевать на каблуках.

Почему сегодня так популярен современный "египетский стиль"? Очень просто, благодаря длительной гражданской войне в Ливане, которая закончилась совсем недавно, на протяжении 20 лет Каир был единственным местом на востоке, где было много ночных клубов, в которых постоянно выступали танцовщицы от приличных до великих. Множество американских, немецких, шведских и прочих танцовщиц совершили паломничество в Каир или видели массу египетских видеокассет. Именно поэтому египетский стиль танца можно назвать фундаментом для всех других стилей исполнения прекрасного восточного танца.