Три простейших аккорда и припев из одного слова. Культовый хит 1960-х, который предвосхитил панк

744 прочитали

1975 год. Захудалый паб на западе Лондона. На маленькой сцене молодые, тощие, чудаковатые ребята играют «Глорию». Три аккорда идут по кругу с маниакальным упрямством, пока вокалист Барри Мастерс увлечённо выводит припев: «G-l-o-r-i-a, Gloria!»

Eddie and the Hot Rods — представители процветающей сцены паб-рока. Которая, в свою очередь, знаменует первые проблески панк-идеи: возвращение рок-н-ролла к корням, к грубой аутентичности и выступлениям в потных пабах и клубах, а не на стерильных аренах.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Перенесёмся через Атлантику. Певица Патти Смит работает в студии в Нью-Йорке. В течение нескольких лет она была героиней городской музыкальной и поэтической сцены, а теперь выходит на новый уровень, когда легенда The Velvet Underground Джон Кейл продюсирует её альбом «Horses».

Первый трек пластинки начинается со стихотворения со строкой «Иисус умер за чьи-то грехи, но не за мои», а затем превращается в расширенную версию той же «Глории».

Что привлекло этих артистов к песне, написанной 10 лет назад?

Начнем с истоков. К 19 годам ирландский музыкант Вэн Моррисон был уже опытным исполнителем и записывающимся артистом. Его первая группа The Monarchs в начале 1960-х гастролировала по Европе, выступая на военных базах. Моррисон также состоял в бэндах из Северной Ирландии, играл на гитаре, клавишных, саксофоне и пел.

Them
Them

Затем появились Them — группа, которая начинала с исполнения каверов тех песен, на которых вырос Моррисон. Юные годы он провёл, зарывшись в огромную коллекцию джазовых и блюзовых пластинок своего отца.

Одним из этих каверов была классический блюзовый стандарт Биг Джо Уильямса «Baby, Please Don't Go», вдохновлённый версией Джона Ли Хукера 1949 года и выпущенный на сингле Them в 1965 году.

На оборотной стороне пластинки была песня, которая крутилась в голове Моррисона около года: трехаккордный рок-монстр под названием «Gloria».

Он сочетает в себе два элемента духа музыки середины 1960-х годов. Первым был аппетит к аутентично звучащему блюзу. Вторым — подъём гаражного рока, сырой и мощной музыки, которую играли такие американские группы, как The Kingsmen. Благодаря простой последовательности аккордов (E, D, A) «Глорию» мог сыграть практически каждый.

«Gloria» стала коронным номером Them, которые с удовольствием растягивали песню на концертах минут до двадцати.

Некоторые радиостанции в США были озадачены текстом, в котором женщина входит в комнату Вэна Моррисона около полуночи. Срамота же! Поэтому в версии американской группы The Shadows of Knight влюбчивая женщина никуда не входит, зато выкрикивает имя любимого. В весёлом видео, снятом на борту лодки, вокалист использует огнетушитель в качестве «микрофона».

В свой репертуар «Глорию» включила и группа The Bobby Fuller Four. The Doors регулярно играли её в период с 1968 по 1970 год. Среди американских гаражных (и не очень) рокеров эта песня стала чуть ли не гимном.

Несколько лет спустя грубая сила «Глории» нашла отклик в зарождающейся паб-роковой и панк-сцене Лондона и Нью-Йорка. Патти Смит и Eddie and the Hot Rods уловили и по-новому представили эту пульсирующую, неуёмную энергию. Как и Игги Поп, который превратил хит 1960-х в натуральный панковский забой, перетекающий в массовые беспорядки и членовредительство.

Вэн Моррисон регулярно возвращается к этой песне на концертах и в записи. В 1993 году он записал её в непринуждённой крутой версии, вместе со своим кумиром Джоном Ли Хукером.

«Глорию» пели на концертах и Брюс Спрингстин, и Bon Jovi. Всё это было красиво, профессионально и модно, но в подобных вариантах отсутствует суть. Эта песня была придумана для молодых, тощих и голодных.

Читайте также:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!