После того как мы с вами побывали Хвалынске, Ширяево, Жигулевске, Хрящёвке и Тольятти настало время посетить г. Сызрань.
В этом населённом пункте сохранилось очень много старой архитектуры. Как каменной так и деревянной. Есть даже красивый дореволюционный вокзал, с которого я и начну свой рассказ.
К счастью, ушли те времена, когда охранники возмущались фотографированием и препятствовали наслаждению красотой вокзальных интерьеров. Само РЖД, видимо, это надоело и компания официально огласила, что делать фото можно и нужно (на станциях появились стикеры с улыбающимися фотоаппаратами).
Кроме того, в помещениях стали проводить фотовыставки, а также устанавливать стенды, рассказывающие об истории того города, в котором вокзал находится. Более того, на некоторых станциях появились даже краеведческие уголки. Как, например, в Сызрани!
Поэтому сейчас я покажу вам, что представлено на небольшой экспозиции. Но для начала дам историческую справку по вокзалу.
В 1874 году на участке Моршанск - Сызрань (520 км) было открыто движение для пассажирского и грузового транспорта.
Дорогу строили 2 года. Начальником стройки был инженер Николай Львович Марков (1841 – 1917), управляющий АО Ряжско-Моршанской дороги.
Через несколько лет проложили 19-км ветку от Сызрани до пос. Батраки (ныне г. Октябрьск). В связи с чем братья Нобель рядом построили нефтеналивную базу. Нефть перекачивали в железнодорожные цистерны и развозили по России.
26 августа 1880 г. был открыт Александровский мост через Волгу. В результате чего образовалась Сызрано-Вяземская железная дорога.
В 1884 году в городе возвели здание вокзала II класса, а также построили паровозное депо.
В июне 1904-го сызранский вокзал посетил Николай II, прибывший на смотр войск перед их отправкой на Дальний Восток.
Интересную статью о развитии железной дороги в Сызрани и сопредельных областях можно прочитать по ссылке.
Здание же вокзала было построено по проекту архитектора Николая Бихеле. Он же в 1909 году возвёл вокзал-близнец в Пензе.
Который в 1923 году достроили вторым этажом, а в 1969 году и вовсе снесли.
В Сызрани, к счастью, стоит на своём месте!
Кстати, в 1887, 1892 и 1900 годах здесь бывал Владимир Ильич Ленин. Сейчас привокзальную площадь украшает скульптура "Родные просторы", связанная с советским периодом истории нашей страны.
Автор: советский скульптор-монументалист Исаева Вера Васильевна - создатель скульптуры "Мать-Родина" на Пискарёвском мемориальном кладбище в Петербурге (09.05.1960) и памятника "К 150-летию А.М. Горького" на Каменноостровском проспекте.
Слева от здания вокзала расположена композиция паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых, изготовленная работниками ООО "СТМ - Сервис" (руководитель - Д.Н. Ёжиков) и узловой рабочей группой ст. Сызрань-1.
Пара слов о Черепановых
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы (отец Ефим (1774 - 1842) и сын Мирон (1803 - 1849) - русские промышленные инженеры-изобретатели.
Известны тем, что построили первый в России паровоз (1833 год), а спустя время и второй (1835 год). Чертёж паровоза был выполнен Аммосом Черепановым (племянником Ефима Алексеевича Черепанова).
Также в 1836 году Черепановы построили первую железную дорогу в России, длиной 854 метра. Она соединила Выйский завод (г. Нижний Тагил) и Меднорудянский рудник.
В 1837 году будущий император Александр II проехал по этой дороге и спустился в шахту.
Если же вы хотите узнать историю семейства Черепановых очень и очень подробно: то рекомендую перейти по ссылке в Живой Журнал. Там преогромнейшая статья на эту тему.
В статье говорится о Ефиме Черепанове (отце), Мироне Черепанове (его сыне), а также об Алексее Черепанове (брате Ефима Черепанова), который помогал ему в достижении цели, но умер задолго до того как создали паровоз (в 1817 году в 30 лет) и Аммосе Черепанове (сыне Алексея Черепанова), который выполнил чертёж проекта.
В общем и целом можно считать, что первый паровоз Черепановых - это семейная разработка, на самом деле! И к ней приложили руку сразу несколько Черепановых!
Неподалёку стоит более поздний, но и более мощный паровоз советского производства. Модель "Л-5193" (так назван на Яндекс.картах) или "Л-5184" (так именуется в Википедии). Кто знает точно?
Произведён Ворошиловградским заводом (ныне г. Луганск, Россия). Разработанный в конце Второй мировой войны, он считался одним из лучших советских магистральных грузовых локомотивов.
Сызрань сыграла большую роль в годы Великой Отечественной. Именно через этот железнодорожный узел на фронт шли поезда со всем необходимым – живой силой, военной техникой, горючим, боеприпасами, продовольствием, в обратную сторону – санитарные составы с ранеными бойцами.
К середине августа 1941 года среди сотрудников железной дороги было уже 18 пятисотников - тех, кто перевыполнил план на 500%!
И ещё один приметный артефакт перед зданием вокзала - это подвал, в котором в 1905 году находились в заточении участники забастовки.
Вернёмся с вами в помещение.
И осмотрим витрины выставочного пространства. Все эти и многие другие здания я вам покажу в отдельной заметке.
Выставка хороша тем, что по описанию можно понять, где находится то или иное здание, если, например, оно у вас в плане прогулки не записано. Но не все объекты легко увидеть. Вот, например, фотография энной давности...
А вот как это место выглядит сейчас... Озеленение - это, конечно, очень хорошо, но в данном случае неразумно. Деревья надо сажать метрах в 30-50 от зданий. Иначе какой смысл в украшении фасадов, если этих украшений не видно? А ведь это апрель. Деревья ещё без листьев.
Следующая экспозиция посвящена Черепановым, которых ошибочно называют братьями, хотя это отец и сын плюс третий Черепанов (кто проект отрисовал) - это племянник. Но даже у меня в голове почему-то стоит словосочетание "Братья Черепановы". Кто его запихнул в наш мозг?) Или у вас не так?
В третьей витрине представлена информация по истории железной дороги. Также здесь можно увидеть различные проездные документы.
А это фрагмент английского рельса 1874 года выпуска. Изготовлен на заводе в английском городе Шеффилд. Рельс был найден на территории станции Сызрань-1 начальником станции Воробьёвым Д.В.
Несколько витрин посвящены экспонатам, найденным во время ремонта вокзала.
Отдельного внимания заслуживает нагрудный жетон носильщика станции Сызрань (XIX век). Передан в дар музею вокзала Сызрань-1 жителем города Сызрани Пупышевым Василием Александровичем.
Ещё один интересный артефакт (хоть и более поздний) - мастичная печать начальника сортировочной станции Сызрань-1 (60-е - 70-е года 20 века).
На этом экскурсия по вокзалу закончена. Надеюсь, что вам было интересно! Очень бы хотелось, чтобы на каждой железнодорожной станции России были такие мини-музеи!
Адрес: Привокзальная пл., д. 1
Координаты: 53.170046, 48.481995
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!