Найти тему
Андрей Сталк

Ноев ковчег

"Ноев ковчег", 1967, СССР
"Ноев ковчег", 1967, СССР

Море вокруг

Библейские сказки обладают бесконечным потенциалом для всевозможных кинохудожественных интерпретаций. Если бы не одна закавыка – пресловутые чувства верующих, причем, с чувствами неверующих никто и не думает хоть как-то считаться. Но Ленинград времен пятидесятилетия Октябрьской революции мог позволить себе такую роскошь. Конечно, не на уровне широкого метра – тема скользкая и чревата неприятностями с обеих сторон – и не дожать, и пережать достаточно легко. А вот контент телеспектаклей надо пополнять чуть ли не ежемесячно чем-нибудь глубиннее «Будильников», пуркуа па, легкой божественной иронии не изобразить.


Актеров уровня малость поменьше суперстаров всегда было как собак нерезаных. Мыльных и милицейских опер не додумались запускать в конвейерных масштабах, в театрах вторых зайчиков в третьем ряду играть не очень денежно. Халтурки жестко контролировались ОБХСС, поэтому в телеспектакли можно было подписать и достаточно известных персон. Уже набивший руку на такой работе режиссёр Александр Белинский, снявший к тому времени достаточно смелый «Понедельник начинается в субботу», думаю, без труда пригласил на божественную комедию именитого Сергея Юрского, папу всесоюзного д’Артаньяна Сергея Боярского, актера благородных амплуа Игоря Дмитриева и Лешего из будущих “Новогодних приключений Маши и Вити” Георгия Штиля. Остальных артистов особо не знаю, но тоже явно не студенты-дебютанты.


Коротенький и откровенно недорогой телеспектакль вполне справился со своей нехитрой задачей – заполнить 45 минут эфира региональной студии. Колоритный дьявол (разумеется, Игорь Дмитриев) порешал производственные вопросы с Создателем, и тот организовал очередной ребут человечества, лениво помножив его на ноль путем открытия небесных шлюзов. А так как возвращаться к безжизненному хаосу между хлябями земными и небесными было скучно, то отправили грешника меньших масштабов (а выпить по божественному канону не самый злостный проступок) с семейством и представителями всемирной фауны в открытое плавание. Разных тварей, понятное дело, не показали даже намалеванными на фанерных задниках, там среди волн подкалывали друг друга Сим, Хам и несколько штук жён, которых меланхолично обсуждали архангел и дьявол.


Наши герои поплавали-поплавали, да и высадились в районе карабахского конфликта. Судя по божественной задумке дальнейшее размножение кровосмесительным не считалось, хотя с кем скрещиваться детям, внукам и правнукам, кроме самих себя, не совсем было понятно. Хам хамил, Ной пил, жены интриговали. В-общем, всемирный геноцид был признан условно верным. Дьявол исправно получал новых работников-мучеников, создатель привычно скучал. Артисты ленинградских театров заработали на молочишко. Спектакль сняли на плёнку, чем обеспечили ему условное бессмертие. Злая советская цензура, вероятно, вырезала ключевую библейскую сцену с наготой патриарха, ибо время разврата на телевидении наступит только через четверть века.


С современными возможностями интернета в целом, ютуба, в частности, появилась прекрасная возможность соприкоснуться с недоступными ранее пластами культуры. Чем, конечно, и нужно пользоваться, меняя возможность просмотра современного шлака на ностальгически-познавательные возможности. А тем, кого зацепила божественная тематика советского телеэкрана, рекомендуются кукольные спектакли Сергея Образцова, там и юмора побольше, и творческих находок.