Найти в Дзене
ТРИ КИТА

Каким образом, на Руси, книги могли причинить вред?

До нашествия татарского ига, женщина обладала определенной свободой. Но с ХIII века стали постепенно происходить изменения, свободная жизнь женщин менялась не в лучшую сторону. Грубость нравов усиливается особенно у бояр и зажиточных людей. На чем она основывалась? Почему произошли подобные перемены в отношении к женщине? Дело в том, что в понимании мужского населения Руси, стало складыватся мнение, что женщина обделена умом, и кроме семьи, быта ни на что более не способна. По определению наших предков, женщина не обладала глубокими чувствами, она во всем состояла ниже мужчин. И даже считали существом вредным. Этот взгляд сложился неспроста. В Византии, во времена нравственного упадка считали, что всему виной являлась женщина. Она была основой семейственности. Красота женщины, рассматривалась как дьявольское наваждение. И в семейной жизни сложно было устоять от грехов. Таким образом, чтобы уйти от пороков, у мужчин возникали мысли об отшельничестве и затворничестве. Рассматривался

До нашествия татарского ига, женщина обладала определенной свободой. Но с ХIII века стали постепенно происходить изменения, свободная жизнь женщин менялась не в лучшую сторону. Грубость нравов усиливается особенно у бояр и зажиточных людей. На чем она основывалась? Почему произошли подобные перемены в отношении к женщине?

Дело в том, что в понимании мужского населения Руси, стало складыватся мнение, что женщина обделена умом, и кроме семьи, быта ни на что более не способна. По определению наших предков, женщина не обладала глубокими чувствами, она во всем состояла ниже мужчин. И даже считали существом вредным. Этот взгляд сложился неспроста. В Византии, во времена нравственного упадка считали, что всему виной являлась женщина. Она была основой семейственности. Красота женщины, рассматривалась как дьявольское наваждение. И в семейной жизни сложно было устоять от грехов. Таким образом, чтобы уйти от пороков, у мужчин возникали мысли об отшельничестве и затворничестве. Рассматривался уход от мирской жизни, где всё погрязло в пороках. А женщина этому препятствовала. Женской нравственности придавали более строгое значение, нежели мужской.

Вспомнили и библейский рассказ о Еве. Все эти знания на Руси черпали из книг книжники, состоящие преимущественно из священнослужителей. Ну а книги в основном поступали из Византии, и менее из Европы, где также свирепствовали подобные утверждения. Так, в Западной Европе склонных к чародейству, или оклеветанных в этом женщин, преследовала инквизиция. Целыми тысячами они были сожжены на костре.

Не мудрено, зажиточные русские люди, при общении с монахами и книжными людьми, «набирались ума и разума» меняя тем самым свое отношение к женщине. Что писали о женщине в то время – «ум женский не тверд, аки храм не покровен; мудрость женская, аки оплот неокопан, до ветру стоит; ветер повеет и оплот порушится».

Таким образом, по укладу Руси, начиная с XIII в. женщина и книга несовместимы.
Таким образом, по укладу Руси, начиная с XIII в. женщина и книга несовместимы.

Русский человек, обзаведясь семьей, хотел в первую очередь построить жизнь по подобию монастырского быта. А для этого, ему необходимо было отделиться от возможных грехов, пришедших со стороны женщины – «ум женщин маломыслен и шаток». Поэтому, женщину старались содержать в затворничестве, чтобы мирские соблазны, не смогли проникнуть в семейный быт. Также, в связи с этим, женщину держали в «ежовых рукавицах» и страхе, чтобы последняя, не могла даже помышлять о чем то ином.

Для этого в доме заводили отдельные комнаты, куда мог заходить только мужчина. Территория около дома, особенно со стороны женской комнаты, огораживалась высоким тыном, через который никто не мог перескочить, пройти.

При переездах в колымагах на богомолье, у богатых бояр, все окошки закрывались, и женщина могла только через определенное окошечко наблюдать за происходящим, но при этом, снаружи никто ее не мог разглядеть.

По мнению книжных людей, основными добродетелями женщины считались: «покорливость, трудолюбие и молчаливость».

Всевозможными изречениями книжные люди пытались научить русских людей определенному отношению к женщине. Через это, они навязывали определенный образец русской женщины.

По совету Домостроя – (книга, построенная на нравоучениях), всякий хороший домовладыка обязан был учить женщину уму-разуму словом, а если это не помогало, то мужчине разрешалось применять силу. Как правило, для этого использовали плетку.