- Ну и скука, - громко произнёс молодой человек, который стоял передо мной в гардеробе. - Всего два актера и никакой динамики.
Сам того не ведая, он очень точно определил сценарий из реальной семейной жизни очень многих пар. Сценарий, который лег в основу пьесы, фильма (1974 г.) Ингмара Бергмана и спектакля по мотивам этой пьесы режиссера Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни».
Андрей Кончаловский, используя звуковой видеоряд, перенес действие в страну времен «особенных» 90–х, погрузив весь зал в период, изменивший жизнь всех, кто родился и вырос в СССР. И вот, незаметно для себя, большая половина зала уже в голос поет «Осень» вместе с Шевчуком, громко вспоминает, как стоял в очереди в первый МакДоналдс и покупал вещи возле выходов из метро, примеряя их в ближайшем подъезде или туалете.
И на этом фоне разрухи великолепно показано, как происходит трансформация отношений в жизни обычной пары, которая пытается выжить во времена Перемен и полной разрухи, работая на 2-3 работах. Встречаясь только по вечерам, они не замечают, как отдаляются друг от друга.
Постепенно и очень незаметно в отношения приходят скука и рутина:
- Ужинать будешь? - Да.
- Как на работе? - Нормально.
И только намек на супружеский долг со стороны мужа является фактором для запуска эмоционально-дофаминовых «качелей», которые, как доза адреналина, на время реанимируют «умирающие» отношения пары, проживающей на одном пространстве.
Без отсутствия общих интересов скука в отношениях пары со временем «выключает»роли мужчины и женщины. Интимные отношения постепенно сходят на «нет». Их заменяет обязательный вечерний «эротический конфликт», поводом для которого может стать даже банка меда на кухонном столе.
А там, где нет близости ни эмоциональной ни интимной, закономерно начинаются измены. Особенно, если начало серо-рутинной семейной жизни совпадает с мужским кризисом 30-33 или 38-42 лет.
Кризис - это время перемен. Именно в этот период начинаются служебные романы и внезапные, не всегда адекватные порывы к замене жены на новенькую, свеженькую, пусть и не всегда адекватную любовницу.
Страсть, она ведь безрассудная. И вначале кажется, что вот так легко и драйвово будет всегда. Именно иллюзии, подогреваемые неудовлетворенной интимной потребностью, очень часто приводят к краху привычной жизни. Но не всегда построению желаемой новой. Особенно, если отношения с женой созависимые.
Со временем и в новых отношениях начинаются те же будни и рутинные вопросы, требующие решения. И интим уже не такой яркий. И эмоциональная неадекватность «милой девочки» начинает воспринимается, как психическая неуравновешенность, от которой не знаешь, куда деваться.
А что же жена, которую муж оставил так внезапно? Если бы это было сегодняшнее время, уверена, что он, как незрелый «подросток» просто прислал бы ей смс о том, что уходит, а вещи забрал, когда она была бы на одной из трех работ.
*
Юлия Высоцкая в роли отвергнутой жены великолепна. Режиссер изменил линию поведения своей героини. В его спектакле она более яркая, дерзкая, современная, эмоциональная.
Всегда ли женщина остается страдающей в такой ситуации расставания с привычным мужем или же, наоборот, вдруг расцветает, и ее жизнь становится яркой, насыщенной, интересной? К ней вдруг приходит успех и новая любовь, в которой ВДРУГ оказывается, что интимная жизнь приносит ей колоссальное удовольствие.
*
В спектакле языком символов фантастически показаны эмоциональные и личностные трансформации героев. Истинные театралы замечают их в перемене интерьера, в новых образах героев, в тех мелких деталях, на которые в кино мы не всегда обращаем внимание.
«Влюбится в собственного мужа, однажды выглянув в окно», - пела Ирина Понаровская.
Влюбится в собственную жену, встретившись с ней через год после расставания и.. Остаться с ней? Жениться на новой женщине? Остаться одному, если она уже несвободна и влюблена в другого мужчину?
«Уйти нельзя остаться», - где ставить запятую в этой жизненной фразе, каждый решает сам.
***
Реакция зрителей на очень жизненные сцены из семейной жизни лишь добавляет удовольствия от просмотра спектакля: реакция мужской и женской аудитории на диалоги героев, - заслуживает отдельного психологического анализа и является неотъемлемой частью прекрасного спектакля.
Идти или не идти на спектакль, решать Вам. Но если надумаете, идите вместе со своим мужем/женой или женщиной/мужчиной. Возможно, именно здесь Вы увидите ответы на вопросы, которые уже давно требуют обсуждения.
Мне спектакль очень понравился. Понравится ли Вам, не знаю. После антракта в зал вернулись не все зрители. Все-таки, спектакли режиссера Андрея Кончаловского - это спектакли для театральных гурманов.