Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ДИАГРАММА ИСИКАВЫ

Вы уже знаете, что такое ДИАГРАММА ГАНТА, ДИАГРАММЫ ЭЙЛЕРА, ДИАГРАММА ВЕННА, ДИАГРАММЫ ФЕЙНМАНА, ДИАГРАММЫ СЭНКИ и пр. И можете всё это использовать в своих презентациях (за исключением ДИАГРАММЫ ФЕЙНМАНА, ибо она "про другое"). А есть ещё ДИАГРАММА ИСИКАВЫ, которую также называют "рыбьей костью". Потому что, чисто визуально, она именно это и напоминает. Подобная диаграмма представляет собой не просто схему визуализации результатов, но и, в первую очередь, метод для поиска причин, которые приводят к проблеме. Собственно, как раз для решения проблем (существующих или потенциально возможных) она и создана. Известно, что в природе всё связано со всем, и какое-либо одно событие приводит к другому, другое к третьему, третье к четвёртому, и т.д. Предусмотреть весь ворох последствие невозможно, однако иногда имеет смысл попробовать, чтобы посмотреть, что к чему приводит и что чем грозит. Диаграмма помогает разделить причины по уровням - первого, второго, третьего и пр, каждая из которых

Вы уже знаете, что такое ДИАГРАММА ГАНТА, ДИАГРАММЫ ЭЙЛЕРА, ДИАГРАММА ВЕННА, ДИАГРАММЫ ФЕЙНМАНА, ДИАГРАММЫ СЭНКИ и пр. И можете всё это использовать в своих презентациях (за исключением ДИАГРАММЫ ФЕЙНМАНА, ибо она "про другое").

А есть ещё ДИАГРАММА ИСИКАВЫ, которую также называют "рыбьей костью". Потому что, чисто визуально, она именно это и напоминает.

Фото с сайта https://skillbox.ru/media/management/kak-iskat-prichiny-problem-s-pomoshchyu-rybikh-kostey-isikavy-razbiraem-na-primere/
Фото с сайта https://skillbox.ru/media/management/kak-iskat-prichiny-problem-s-pomoshchyu-rybikh-kostey-isikavy-razbiraem-na-primere/

Подобная диаграмма представляет собой не просто схему визуализации результатов, но и, в первую очередь, метод для поиска причин, которые приводят к проблеме. Собственно, как раз для решения проблем (существующих или потенциально возможных) она и создана.

-2

Известно, что в природе всё связано со всем, и какое-либо одно событие приводит к другому, другое к третьему, третье к четвёртому, и т.д. Предусмотреть весь ворох последствие невозможно, однако иногда имеет смысл попробовать, чтобы посмотреть, что к чему приводит и что чем грозит.

-3

Диаграмма помогает разделить причины по уровням - первого, второго, третьего и пр, каждая из которых отходит от предыдущей и является основой для последующей.

-4

Как подготовить эту диаграмму, я объяснять тут не буду, кому интересно, можете почитать здесь или здесь. Но хочу подчеркнуть, что изначально такое новшество было введено в 1952 году на металлургическом заводе КАВАСАКИ, для управления качеством продукта. Хотя, как вы видите, её вполне можно использовать в любой отрасли, ибо проблемы возникают абсолютно везде, и с ними надо бороться.

Фото с сайта https://www.koob.ru/ishikawa/
Фото с сайта https://www.koob.ru/ishikawa/

Каору Исикава (13 июля 1915 - 16 апреля 1989) - профессор Токийского университета, крупнейший специалист в области управления качеством.

Родился в Токио, был самым старшим из восьми сыновей Итиро Исикавы. Окончил Токийский Университет с инженерным образованием в прикладной химии.

В конце 30-х работал на должности военно-морского технического сотрудника, потом перешел на работу в топливную компанию 'Nissan Liquid Fuel Company'.

Что делал этот японец во время Второй мировой войны, история умалчивает, однако в 1949 году он опять возник и присоединился к исследовательской группе Японского союза ученых и инженеров, контролирующей качество продукции.

В этот период его страна была заинтересована в трансформации промышленного сектора, который в Северной Америке воспринимался исключительно как производитель дешевых игрушек и фотокамер низкого качества. И Исикава мобилизовал большие группы людей, пытающихся достичь одной совместной цели, которая в значительной степени состояла в том, чтобы развить японское производство. Он претворил в жизнь, интегрировал и подробно изложил концепции управления В. Эдвардса Деминга и Джозефа М. Джурана в японской системе. То есть использовал на пользу японцев разработки оккупантов-победителей.

Став профессором и доктором наук на инженерном факультете Токийского Университета, Исикава в 1962-м ввел понятие Кружки Качества.Группы добровольцев обучались методам статистического контроля качества на всех уровнях организации, занимались анализом проблем и выработкой оптимальных решений. Хотя поучаствовать в эксперименте приглашались многие компании, только 'Nippon Telephone & Telegraph' приняла приглашение. Но потом Кружки Качества стали очень популярны, превратившись в важное звено Системы менеджмента, основанной на управлении качеством.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!