Найти тему
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

БЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ – НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ДЕТИ

Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт
Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт

Предполагаю, что не ошибусь, если предложу фразу: «Такая благополучная семья, хорошие родители, а ребенок не путевый» как известную многим. Психологи часто сталкиваются с подобными ситуациями, т.к. именно благополучные родители обращаются за помощью в вопросах воспитания проявляя заботу о своих детях.

ЧТО ЗНАЧИТ БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ

Какие семьи называют неблагополучными мы все знаем, а что значит быть благополучной, успешной семьей? Это -

  • стабильный материальный доход;
  • образование;
  • постоянное место работы;
  • занимаемая должность;
  • трезвый образ жизни;
  • наличие движимого и недвижимого имущества

и многие другие внешние признаки, например, проявление вежливости, воспитанности, культуры поведения.

КАКОГО РЕБЕНКА НАЗЫВАЮТ «ТРУДНЫМ»

В психологии и психиатрии есть термин «девиантное» (отклоняющееся от принятой социальной нормы) поведение, в разговорном варианте – трудный ребенок. В данном случае речь идет прежде всего о поведении, школьная успеваемость, обычно, рассматривается как один из показателей интеллектуальной деятельности.

Что содержит названная характеристика: склонность ко лжи, воровству, азартным играм (в том числе и компьютерным), необоснованное проявление агрессии (вербальной, физической); употребление различных веществ, приводящих к измененному состоянию сознания; бродяжничество; раннее начало (10-12 лет) половой жизни; авитальное поведение и т.д.

МОЖНО ЛИ ПРЕДВИДЕТЬ ТАКОЕ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ

Чаще всего – нет. Начало формирования нарушенных форм поведения возможно заметить в период раннего детства (2-3 года). В таких случаях ребенок может быть капризным, плаксивым, проявлять отказные реакции (активно – с криками и открытым протестом или пассивно – молча игнорировать обращенные к нему слова и просьбы). В подобных случаях дети сложно адаптируются в любой новой ситуации, например, при посещении детского сада или при выходе семьи в гости, а возможно, когда гости пришли в ваш дом, т.е. любое изменение вокруг требующее выхода за пределы привычной зоны комфорта вызывает у них либо бурную протестную реакцию (слезы, истерика, требование пойти домой), либо молчаливый отказ от общения (прижимаются к матери, забиваются в укромный уголок помещения и т.д.). Однако, все это не гарантирует выход на девиантные формы поведения, т.к. в дальнейшем в условиях грамотного, вдумчивого процесса семейного воспитания, постепенно становясь старше ребенок может набираться опыта поддержания социальных контактов (расширяется общий кругозор, увеличивается словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, снижается уровень общей тревожности) с разными людьми; увеличивается диапазон их действий, например, в самообслуживании, и другие умения и навыки, а соответственно и поведение становится более адаптивным.

ТАК ЧТО ЖЕ СПОСОБСТВУЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

В данном случае можем рассмотреть два варианта – это особенности здоровья ребенка (развитие нервной системы, уровень интеллекта), а также, особенности родительско-детских отношений (стиль общения, тип воспитания).

С сожалением можно констатировать факт высокого процента рождения детей с различного рода заболеваний или отклонений от нормы физического здоровья. Необходимо понимать, что наличие у ребенка соматического, физического заболевания способствует формированию «нестандартных» вариантов работы нервной системы. К тому же следует сказать о том, что подобные особенности могут возникнуть и без явных физических проблем как результат неблагополучного внутриутробного развития и/или процесса родовой деятельности (во время рождения ребенка).

Вероятно, следует упомянуть и о таком понятии, как условная норма развития интеллекта ребенка. Мало кто знает, что норма интеллектуального развития бывает высокая, средняя, низкая (пограничная). Нарушенные формы поведения могут развиваться в любом из названных случаев, но к группе риска, все-таки, относится высокий и низкий (пограничный) уровень.

Участие семьи в формировании проблемного поведения ребенка/подростка содержит так называемые патологичные типы воспитания и не эффективный стиль общения с ним. Не стану углубляться в их описание, т.к. на просторах инета очень много материала по этой теме. Сочетание названных причин может быть точкой старта в формировании нарушенных форм поведения ребенка/подростка.

Кроме того, практикам известно немало случаев, когда пережитая психологическая травма в разные периоды детства или отрочества, приводит к нарушениям работы психических процессов и оказывает негативное влияние на изменения в поведении первоначально здорового ребенка.

Какие явные психологические травмы могут быть нанесены ребенку в условно благополучной семье? Прежде всего, конфликты, разногласия, риск распада семьи, развод родителей. Все это может стать крайней точкой психологически и эмоционально неблагополучного фона ребенка.

Что возможно отнести к скрытым причинам? Как вариант – необоснованные ожидания родителей в отношении ребенка приводящие к игнорированию его желаний, уровню возможностей. Достаточно часто слышу от родителей фразу: «Мы знаем, что он может это сделать», например, учиться на отлично, посещать выбранную родителями спортивную секцию и т.д. Может, но по «загадочным» причинам не выполняет и тем самым вызывает явное или скрытое раздражение родителей в адрес сына/дочери.

Нередко, в условно благополучных семьях большую часть времени родители отдают работе тем самым обедняя (сокращая по времени, снижая качество, делая его формальным) свое общение с ребенком. В каждой семье свои особенности и на приеме у психолога все разбирается более подробно.

БЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ УСПЕШНЫ ВО ВСЕМ?

Одним из основных критериев так называемого благополучия семьи является эмоционально благоприятный фон отношений между ее членами. Что способствует достижению такого фона? Взаимоуважение (учитываются интересы каждого члена семьи), взаимопомощь, забота, подлинный интерес к жизни каждого в семье. Обратите внимание на слово «каждого» члена семьи – это означает, что родители обучают ребенка проявлять заботу не только о себе -любимом, но и о родителях.

Вклад в воспитание ребенка это не только уровень его материального содержания – это обучение тем вариантам поведения, которые вы считаете социально приемлемыми и обучаете на основе вашего ежедневного примера.

УСПЕШНОСТЬ СЕМЬИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЕ ДЕТЬМИ

УСПЕХОВ ВАМ ВО ВСЕМ!

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.