ШАГ 1.
Внезапно в конце октября 2023 с утра мой шестилетка захотел сам научиться читать 🤪😜 Попросил выдать ему букварь, открыл его, стал читать буквы и стал пытаться складывать их в слога 😱🤯 У меня честно случился взрыв в голове от этих его желаний: "Как так-то? Этому же учить надо, а он - сам!" Конечно, сейчас в подготовительной группе учат звукам, в школе будущего первоклассника учат буквам и слогам, но чтоб взять букварь самому и его ещё осваивать - это нонсенс для меня. Короче, шестилетка в садик ушёл с букварём в обнимку и сказал, что будет там учиться читать, его друзья по садику научат, те, которые складывают "бе", "ба" и "бу". Помню, шестилетка ещё как-то летом попросил начать его учить читать, а я отсмеялась: "В школе научат или проси папу, пусть он тебя учит, я умею только играть". А сама думаю, что видать я переиграла с шестилеткой в телесно-двигательные игры, что активировала в его мозгу "центр чтения" и "центр математики". А ведь хотела я всего лишь активировать "центр грамотного письма", чтоб исчезло "зеркальное письмо [N], [R] и стало [И], [Я]". Видать, тут дело во все не в пространственно-зеркальной ориентации, а в чем-то другом. Похоже пора мне перестать слушать лекции современных нейропсихологов типа Визель и Ахутина, а обратиться к первоисточникам - к учебникам Лурия, чтоб докапаться до истины собственными мозгами.
На этом первый шаг знакомства со чтением завершился. Ребёнок успокоился. Я глубже полезла в недры анатомии нервной системы и нейронных цепочек.
ШАГ 2.
В конце января 2024 субботним утром шестилетка снова пристал ко мне со своим желанием научиться читать: "Мама, мама, научи меня читать". А я ему пытаюсь объяснить: "Подожди, давай сначала разбудим частичку мозга, которая любит читать, а потом она сама и зачитает". А шестилетка одно, что твердит: "Читать! Сейчас! Научи! Мне надо! А то я в компьютерной игре не понимаю, что мне пишут.Читать!" Эх... Вздыхаю я и пытаюсь детскому мозгу объяснить разницу между буквой и звуком, объяснить слоги, объяснить магию превращая слогов в слова. Вижу, что мой ребёнок ещё не знает все буквы. Вижу, что его мозг снова зеркалит и пытается схитрить, вместо буквы "Е" утверждает, что это "Ж" или цифра "8". Я не соглашаюсь, детский мозг психует, я "завожусь". В этих эмоциях, наконец-то, детский мозг произносит "до-ми-но", а шестилетка от радости кричит: "Мама, я понял, это же игра "Домино"! Так я поняла, что мозг ребёнка готов с лёгкостью синтезировать слоги в слова, но не читать ещё. А ещё, если честно, я до сих пор не знаю в какой части мозга живёт чтение, но уже точно знаю, что прогулки на свежем воздухе, что поднимание в горку на четвереньках, что скатывание со скоростью делают вегетативную система тела здоровее, а мозг любопытнее к жизни. Обещала сыну, что за неделю узнаю, где живёт чтение в его голове, и снова буду учить его читать. На этом с ним и договорились, а потом ушли гулять.
ШАГ 3
На следующий день решилась продолжать неспеша учить ребёнка читать. Попросила шестилетку написать те буквы, которые он знает, чтоб продолжить учить его читать без психов с обоих сторон. А в ответ получила очередные загадки мозга. Ребёнок, а точнее его мозг мне сказал следующее.
1. Я знаю все буквы на слух, но не все умею писать.
2. Я знаю, что некоторые буквы пишу зеркально. Если меня поправить на слух, то я напишу их правильно, но сам не могу их писать правильно ещё 🤪
3. Я не понимаю, что значит: "Что вижу, то и читаю. Я вижу слог "пи" и хочу сразу додумать слово.
Но самую главную загадку мозга, которую я сама себе отметила, звучит так: "Как сделать так, чтоб детский мозг научился действовать не только ушами, но и глазами". Заметила за своей жизнью, что пока не крикнешь или ласково не попросишь, дети могут видеть "что нужно сделать", но не делают.
В качестве ШАГА 4 я придумала теперь играть на улице в игру "найди слог", а то мы уже все буквы на районе нашли, пока ходим туда сюда по маршруту дом-садик-школа.
Ниже пару фрагментов в фото.
--
Яна Терентьева, автор книжек с лайфхаками для мам и пап, дипломированный логопед-дефектолог (проф.переподготовка с программиста). Не практикую с другими детьми, но с радостью делюсь с миром теми лайфхаками жизни, которые понравились самой. Хочу получить грант на второе высшее и выучиться на врача-нейропсихолога. Может знаете, как и где выдают гранты?