Все началось с того, что в декабре 1971 года первопроходцы тяжелого рока приехали в Монтрё, планируя записать свой следующий альбом. Для этого была арендована мобильная студия Rolling Stones. Deep Purple хотели записать новые треки в кинотеатре казино "Монтрё", который зимой закрывался и был свободен от посетителей несколько месяцев. Общей организацией занимался основатель джазовых фестивалей Клод Нобс. Группа планировала приступить к работе сразу после заключительного концерта Фрэнка Заппы. Но «какой-то идиот с петардой» изменил историю рока. «Во время концерта кто-то выстрелил петардой в потолок, и начался пожар», — вспоминал Нобс. Что бы ускорить эвакуацию Заппа выбил своим Гибсоном одно из окон, сначала кто то даже решил, что все происходившее было задумано как финал шоу. К счастью, никто не погиб.
Deep Purple, присутствовавшие на шоу как зрители, вернулись в свой отель, откуда наблюдали, как горит казино. Теперь у Deep Purple не было места для записи, но имелся нетривиальный сюжет для песни. В скорее было найдено альтернативное место для записи. Группа переехала в театр Le Pavilion, где Ричи Блэкмор и записал один из самых известных рифов в истории рока. На тот момент у него не было ни текста, ни даже названия, но он был настолько громким и навязчивым что местные жителей вызвали полицию. Deep Purple пришлось срочно перебираться в заброшенный Гранд-отель на окраине города. Там квинтет мог производить столько шума, сколько хотел. И именно во время работы в Гранд-отеле Роджер Гловер и Ян Гиллан придали окончательную форму легендарной песне Smoke on the Water.
«Это было в отеле, еще толком не проснувшись, я произнес фразу: «Дым над водой», — вспоминал Гловер годы спустя. «Я понятия не имею, как это произошло, возможно, образы стелющегося над озером дыма засели у меня в подсознании. Как бы там ни было, эти слова поразили меня». Зацепившись за фразу Гловера «Smoke on the Water», которая стала названием для песни, Гиллан написал автобиографический текст о событиях в злополучном казино и что за ними последовало:
Мы поехали в Монтре
На берег Женевского озера,
Сделать запись в передвижной студии.
У нас было мало времени.
Фрэнк Заппа и «Матери» выступали в этом чудесном месте.
Но какой-то дурак с ракетницей
Сровнял это место с землей.
Дым над водой
И огонь в небе.
Дым над водой...
Казино сгорело дотла.
Оно умирало в ужасных мучениях.
Напуганный Клод бегал туда-сюда,
Вытаскивая детей наружу.
Когда все было кончено,
Нам нужно было найти другое место.
Но срок истекал ,
И казалось, что мы не успеваем.
Дым над водой И огонь в небе.
Дым над водой...
Мы оказались в «Гранд Отеле».
Там было пусто и холодно.
Студия «Роллинг Стоунз»,
Стояла снаружи,
Мы записали нашу музыку.
Мы добавили несколько красных фонарей
И старых кроватей
И атмосфера стала получше.
Не имеет значения, что у нас из этого вышло.
Я знаю, что мы никогда этого не забудем...
Параллельно с работой над «Smoke on the Water», Deep Purple записали кучу материала, в том числе «Pictures of Home»,
«Space Truckin'»
и «Highway Star», уже обкатанную на концертах.
Об истории создания этой песни Гловер вспоминал следующее: «Это началось как шутка. Мы куда-то ехали. Ричи бренчал на своей гитаре, Гиллан говорил об автомобилях. Я смотрел в окно и думал: «Ну вот, мы на шоссе… Звезда шоссе!» Так все и произошло, это одна из тех замечательных песен, над которыми не пришлось работать, она возникла сама собой». На записи «Highway Star» Блэкмор более ответственно подошел к своей работе. «Это было одно из немногих соло, которое я принес в студию уже полностью готовым», — вспоминал Блэкмор. «Большинство моих соло я доводил до ума уже в момент записи, но это было аранжировано до того, как я пришел в студию».
Работа над альбомом была завершена в конце 1971 года и 25 марта 1972 года Machine Head поступил в продажу. Альбом сразу же занял первое место в Великобритании и оставался в чартах в течение нескольких недель. В поддержку альбома были выпущены синглы «Never Before»,
«Lazy»
и «Highway Star». В США альбом продавался хуже чем в Европе и только после выхода в мае 1973 года сингла "Smoke on the Water", который занял 4-е место в Billboard альбом поднялся в США на 7-е место. Machine Head продержался в американских чартах более двух лет. Спустя десятилетия он остается одной из самых успешных работ группы.