Вооруженные силы правительства США находятся в конфронтации, и есть опасения, что ситуация в парке на берегу реки в Техасе может обернуться очень плохо. За ситуацией наблюдает австрийский журналист Бенедикт Брук
Крепнут мрачные опасения, что США скатываются к «гражданской войне» из-за причудливого противостояния в техасском парке, которое, по некоторым опасениям, может привести к тому, что различные ветви американского правительства могут оказаться в открытом вооруженном конфликте друг с другом.
Федеральный пограничный патруль США (USBP) и Национальная гвардия Техаса сейчас находятся в конфронтации лицом к лицу, наблюдая, кто моргнет первым. Эпицентром вражды является муниципальный парк Шелби в небольшом техасском городке Игл-Пасс, в 230 км к юго-западу от Сан-Антонио. Город и его парк окружают реку Рио-Гранде, которая является государственной границей.
Задача охранников USBP – патрулировать границу. Но ранее в этом месяце Техас разрешил своей Национальной гвардии захватить прибрежный парк. Обычно старперы там играли в гольф и бейсбол, но теперь Национальная гвардия по сути милитаризовала его. Войска натянули колючую проволоку и установили ограждения, пытаясь уменьшить количество людей, незаконно пересекающих реку и пробирающихся через парк в США.
Правительство в Вашингтоне потребовало от Техаса убрать укрепления – или оно само это сделает. В прошлом месяце рекордные 225 000 мигрантов пересекли границу нелегально, многие из них переправились через Рио-Гранде. Губернаторы-республиканцы обвинили возглавляемое Джо Байденом демократическое правительство в Вашингтоне в том, что оно не предпринимает достаточных мер, чтобы остановить поток мигрантов, и поэтому заявили, что им пришлось взять дело в свои руки.
Федеральное правительство, в свою очередь, заявило, что республиканцы усугубляют пограничную проблему, и отказалось ужесточать законодательство о безопасности. Параллельно стали распространяться обвинения в том, что кандидат в президенты Дональд Трамп активно поощрял республиканцев блокировать любую сделку по границе в Конгрессе, чтобы она стала вопросом выборов.
Возведение колючей проволоки и заборов явилось результатом эскалации республиканских приграничных штатов, которые начали доставлять на автобусах вновь прибывших мигрантов в города, управляемые демократами, например, в Нью-Йорк. В ответ Штаты заявили, что у них просто нет возможностей справиться с наплывом беженцев.
В последние недели губернатор Техаса Грег Эбботт – беззастенчивый критик Байдена – начал «Операцию «Одинокая звезда». «Поскольку администрация Байдена действительно отказалась от своей ответственности по обеспечению безопасности границы и соблюдения законов, Техас самостоятельно стал обеспечивать безопасность границы», — сказал г-н Эбботт Fox News.
В операции «Одинокая звезда» задействована Национальная гвардия Техаса — военный резерв, находящийся под двойным контролем правительства штата и федерального правительства. В каждом штате есть Национальная гвардия, во многом созданная на основе ополчений, существовавших до образования США. Ключевая роль гвардии заключается в добавлении дополнительных войск к вооруженным силам США во время войны, но она также может, например, помогать в ликвидации последствий стихийных бедствий и поддерживать полицейскую деятельность во время протестов. Еще Национальная гвардия различных штатов помогает укреплять личный состав на границе – вот только это происходит в сотрудничестве с Пограничной службой, а не в противовес ей.
Федеральное министерство юстиции заявило, что проволока и ограждение, установленные в Техасе, не позволяют пограничникам выполнять свою работу, отказывая им в доступе к границе даже в случае чрезвычайной ситуации. Сообщается, что мать и двое ее детей погибли в Рио-Гранде, потому что пограничники не смогли контролировать водный путь. Техас заявил, что это не так, и парк остается открытым.
Победа Байдена в суде
На этой неделе администрация Байдена вызвала фурор в Верховном суде. Суд постановил, что федеральное правительство имеет право убрать колючую проволоку. Это была заметная победа Байдена, поскольку Верховный суд придерживается консервативной ориентации, а трое судей были назначены Трампом, когда он был у власти.
После вынесения решения Верховного суда Национальная гвардия пустилась во все тяжкие. Множество губернаторов-республиканцев вдруг поддержали Техас и заявили, что готовы при необходимости поставить колючую проволоку и на своей границе. Со своей стороны, г-н Эбботт использовал милитаристский язык и заявил, что Национальная гвардия «будет держать линию» на Игл-Пасс и «не отступит» в обеспечении безопасности границы.
Это вызывает раздражение в Демократической партии, которая рассматривает действия губернаторов как чистый политический театр. «Губернатор Грег Эбботт использует Национальную гвардию Техаса, чтобы чинить препятствия и создавать хаос на границе», — заявил конгрессмен-демократ Хоакин Кастро. Он предложил, чтобы Национальная гвардия Техаса была полностью передана Вашингтону.
Трамп поощряет Техас
Тем временем Трамп призвал «все желающие штаты разместить в Техасе свои вооруженные формирования, чтобы предотвратить въезд нелегалов». «Все американцы должны поддержать здравый смысл Техаса», — добавил он. Офицеры пограничного патруля США и Национальная гвардия Техаса, столкнувшиеся друг с другом в парке, оказались в тупике.
В Интернете крепнут предположения, что это противостояние может привести к «гражданской войне». Этот термин использовали не только те, кто поддерживает действия Техаса, но и ученые, опасающиеся, что страна настолько поляризована, что ситуацию можно разрешить только оружием. Кажется невероятным, что пограничники и Национальная гвардия начнут сражаться, тем более что войска Техаса могут в конечном итоге подвергнуться судебному преследованию.
Юрист по конституционному праву из Техаса заявил, что противостояние отчасти связано с тем, что все более воинственные республиканские штаты пытаются захватить больше полномочий. «Здесь есть нечто большее, чем просто раздражительный губернатор», — заявил Дэвид Коул британскому новостному сайту The Independent.
«У нас есть федеральные силы и силы штата, сталкивающиеся друг с другом. Это очень трудное время», — сказал он - «Это не самый великий момент в истории нашей страны. «Прискорбно видеть, что это происходит наяву», — сказал г-н Коул.