Данной статьей я завершаю анализ облика Советской Армии в игре «Operation Flashpoint : Cold War Crisis»/«ArmA : Cold War Assault». В заключительной части разберём гусеничную бронетехнику, авиацию, плавсредства советской стороны. А также затронем некоторые элементы окружения, диалоги и некоторые другие мелочи. Также я расскажу о влиянии игры на мою личность и судьбу.
Гусеничная бронетехника:
-Как бы там ни было, новая военная доктрина Советов предполагает нападение на НАТО массивным танковым ударом. <…>
-Да ну? Впрочем, на представление в московский цирк они нас точно приглашать не собираются, это уж точно!
(с) Рядовые Бормиоли и Козловски. Кампания «1985 : Новый кризис».
Советская гусеничная бронетехника в игре представлена шестью моделями: 2 танка, 2 БМП, 1 ЗСУ и 1 машина медицинской помощи.
Сразу стоит сказать о том, что в угоду балансу параметры некоторой техники не соответствуют реальным. В частности это касается вооружения. У танков и ЗСУ обеих сторон одинаковое количество снарядов основных орудий - 70 снарядов (35 кумулятивных и 35 фугасных) для танков, 2000 для ЗСУ. Боекомплект пулемётов, установленных на технике вне зависимости от калибра составляет 500 патронов.
Сетки прицельных приспособлений и их кратность также унифицированы - у всех танков одинаковая сетка прицела наводчика-оператора. Прицельная сетка оптики командира машины у советской техники уникальная, отличающаяся от сеток американской стороны, но одинаковая для всех машин, независимо от типа.
Параметры защищённости машин также стандартизированы и не учитывают особенности конструкции и свойства определённых систем защиты.
БМП -
«Немного пехоты, 10 может 20 и одна БМП!»
(с) Полковник. Миссия «Засада».
БМП-1 в игре выполняет те же функции, что и в реальности – доставляет пехоту к полю боя и поддерживает её огнём, зачастую в едином боевом порядке с танками. В игре является одной из самых распространённых советских боевых машин. Как и в реальности игровая БМП-1 способна плавать. Боевой расчёт и компоновка внутренних отделений машины также полностью соответствуют реальным – 3 члена экипажа и 8 человек десанта.
Интерьер машины в игре:
Вооружение машины составляют:
73 мм пушка с боекомплектом в 30 снарядов (15 кумулятивных и 15 фугасных), 7.62 мм пулемёт.
На модели игровой БМП-1 отсутствует ракета «Малютка», есть только направляющая для неё (в ранних трейлерах игры модель ракеты на направляющей присутствует!), но, несмотря на это машине прописано 6 ПТУРС и она может стрелять ими. Сразу после пуска «полётная» модель ракеты материализуется из направляющей и летит в цель. Судя по окраске корпуса «полётной» модели ПТУР - основой для игровой модели послужил макет, а не боевая ракета.
БМП-2 –
Данная машина появилась в игре только в версии 1.30, встречается в кампании «Сопротивление» и ряде одиночных миссий.
Боевой расчёт игровой машины соответствует реальному – 3 члена экипажа и 6 десантников, однако командир сидит не в башне, а в люке за механиком-водителем. Тогда как в реальности командир БМП-2 располагается башне, справа от наводчика-оператора.
Также размер башни БМП-2 не соответствует реальному и по сути модель башни взята от БМП-1, перетекстурена и на неё установлены дымовые гранатомёты.
Интерьер машины не отличается от БМП-1.
Вооружение машины:
30 мм автоматическая пушка с боекомплектом в 500 снарядов (250 бронебойных и 250 фугасных), 7.62 мм пулемёт и пусковая установка ПТУР «Конкурс» (5 ракет).
Контейнер ПТРК окрашен в серебристый цвет, что говорит о том, что это макет, а не контейнер с боевой ракетой.
AMB-S –
В качестве санитарного транспорта советская сторона использует чехословацкую машину медицинской помощи AMB-S, сконструированную на базе советской БМП-1. В игре именуется «Санитарный БМП».
Экипаж – 2 человека (механик-водитель и командир).
Машина имеет способность восстанавливать здоровье раненых пехотинцев.
Машина может перевозить в своём десантном отделении одного лежачего раненого и одного сидящего. Такая низкая вместимость обусловлена балансом и унификацией техники – вся санитарная техника в игре вмещает не более двух пассажиров.
Интерьер AMB-S в игре:
В реальности в машине размещаются от 1 санитар и 2 до 4 раненых на носилках вдоль бортов или от 4 до 8 сидячих, в зависимости от конфигурации оборудования в грузовом отсеке:
Т-72 –
Танки на пути к вам. Их всего два. Похоже на Т-72. Отбой»
(с) Наблюдатель. Кампания «Сопротивление».
Танк Т-72 в игре представлен моделью, сочетающей в себе черты советского Т-72А и чешского Т-72M4CZ. Верхняя лобовая деталь и борта не имеют никаких отличий от советского прототипа, а на лобовой части башни установлены блоки чешской системы динамической защиты «DYNA-72». Однако, на устойчивость башни к попаданиям снарядов наличие блоков ДЗ никак не влияет.
Также на модели присутствуют навесные топливные баки.
Вооружение танка в целом соответствует реальному – 125 мм пушка и 7.62 мм спаренный пулемёт. В трейлерах игры на этапе разработки на танках также присутствовали зенитные пулемёты НСВТ, однако в публичных версиях игры они отсутствуют.
Интерьер танка в игре:
Т-80 –
«С юга движется колонна Т-80! Отступайте немедленно! Повторяю, отступайте немедленно!»
(с) Папаша Медведь. Кампания – «1985 : Новый кризис».
Танк Т-80 представлен модификацией Т-80БВ с динамической защитой «Контакт-1».
Модель танка отличается от реальной только некоторой угловатостью и тем, что блоков ДЗ на бортах игровой машины больше, чем устанавливается на реальную. По 16 блоков ДЗ на каждом борту в игре, против 9 в реальности.
Т-80БВ является самым защищённым советским танком в игре.
Вооружение Т-80БВ и его БК такие же, как и у Т-72 с той лишь разницей, что Т-80БВ прописан 12.7 мм пулемёт, вместо 7.62 мм. И прописан он, именно как спаренный с пушкой, а не отдельно расположенный зенитный. Это также особенность баланса танков в игре – у самых мощных танков каждой стороны основным и единственным пулемётом является крупнокалиберный. Управляемого вооружения игровой Т-80БВ в отличие от реального не имеет.
Также следует отметить, что Т-80БВ для периода действия игры – весьма современная машина. Действие кампаний «1985:Новый Кризис» и «Красный Молот» происходит весной-летом 1985 года и эти танки там уже активно используются. А кампания «Сопротивление» вообще датируется 1982 годом – и там Т-80БВ быть никак не могли.
Интерьер танка в игре:
ЗСУ-23-4 «Шилка» -
«Теперь нам надо взять Шапуа – крупный город полный русских танков, пехоты и… «Шилок»!
(с) Из дневника Дэвида Армстронга. Кампания – «1985 : Новый кризис».
Зенитная самоходная установка. Её функции в игре соответствуют реальным, за тем лишь исключением, что её радар способен обнаруживать и опознавать не только воздушные, но и наземные цели на расстоянии до 2 км (в реальности до 18 км.). Экипаж установки в игре – 3 человека, а не 4, как у реальной ЗСУ-23-4, отсутствует оператор дальности.
Вот, что пишут американцы о «Шилке» в кампании «1985: Новый кризис»:
Интерьер ЗСУ в игре:
Авиация:
«Мы вызовем подкрепление, но не генерала Лопатова. Вызовем авиацию, много авиации!»
(с) Полковник Губа. Кампания – «Сопротивление».
Советская авиация в игре представлена тремя вертолётами и одним штурмовиком.
Стандартизация и унификация коснулась и авиации - завышено могущество советских неуправляемых ракет, одинаковое по параметрам с американским стрелково-пушечное вооружение.
Ми-17 (Ми-8ТВ) -
Транспортно-ударный вертолёт.
Экипаж - 2 чел.
Десантовместимость – 12 чел.
Вооружение: 6 блоков УБ-32 с 57-мм НАР С-5 – всего 192 ракеты. Также на модели присутствует пулемёт (вероятно А-12.7), но стрелять из него нельзя.
В OFP вертолёт имеет излишне высокую защищённость, даже стёкла кабины экипажа не пробиваются огнём из стрелкового оружия (в отличие от американских вертолётов в OFP).
Интерьер вертолёта в игре:
Тип и назначение загадочного монитора в кабине вертолёта мне определить не удалось. Есть предположение, что это экран метеорологической РЛС, но найти точно такой же на реальных фото мне не удалось. Если кто-то знает, что это - пишите в комментариях.
Камуфлированная обивка кабины и десантного отсека представлена чешским камуфляжем Vz.95, который является анахронизмом на момент действия игры и разумеется не мог присутствовать в советских вертолётах. Шторка из такой же "ткани" присутствует в пабах Аверона:
Вертолёты Ми-8ТВ, максимально схожие с игровым Ми-17 в реальности:
Насколько мне известно в ЧНА и ВВС Чехии и Словакии и других странах ОВД вертолёты с пулемётной установкой А-12.7 не использовались. Только в ННА ГДР. В СССР от использования такой установки, как и ПТРК «Фаланга-П» постепенно отказались.
Ми-24В -
Основной советский ударный вертолёт в игре.
Вооружение:
30 мм пушка с боекомплектом 500 бронебойно-зажигательно-трассирующих снарядов. На модели стоит соответствующий реальному прототипу пулемёт ЯкБ-12.7 с вращающимся блоком стволов, но в угоду балансу разработчики прописали Ми-24 пушку.
2 блока УБ-32 – 64 НАР С-5
6 ПТУР «Штурм-В».
Также Ми-24 может брать на борт 8 десантников, располагающихся в грузовом отсеке за кабиной экипажа.
Интерьер вертолёта в игре:
В контексте окраса игровой модели следует упомянуть факт, на который мне указали в комментариях - рисунок акульей пасти и вероятно частично схема камуфляжа были взяты с реальных чешских или словацких Ми-24Д:
В-80 –
«Даже Джеймс оказался неспособен опознать этот новый вертолёт – а это что-нибудь да значит!»
(с) из дневника Виктора Трошки. Кампания «Сопротивление».
В игре вертолёт имеет название «V-80» и бортовой номер 010, что намекает нам на то, что перед нами опытный образец перспективного боевого вертолёта КБ Камова.
Однако, конструктивно и по окраске игровая модель соответствует пятому лётному экземпляру В-80, с бортовым номером 015, практически предсерийному варианту машины, построенному в апреле 1990 г. или позднему варианту этого же борта, получившему номер 25 в 1999 г. На момент действия игры данный вертолёт является анахронизмом.
Интерьер вертолёта в игре:
В сюжете игры В-80 появляется лишь дважды – в миссиях «Контратака» и «Разведка» («Вылазка») кампании «Сопротивление» (действие которой напоминаю происходит в 1982 г. именно опытный вариант с номером 010 мог бы хронологически туда вписаться). А также игрок может полетать на нём в одиночной миссии «Гнездо крыс».
Вооружение:
30 мм пушка с боекомплектом 500 снарядов (250 бронебойных и 250 фугасных).
12 ПТУР «Вихрь».
40 неуправляемых ракет – в реальности это были бы 80 мм НАР С-8 (два 20-зарядных блока Б-8В20 присутствуют на игровой модели), но прописаны те же 57 мм НАР, что и на другой авиатехнике.
А о реальном Ка-50 и его вооружении уже упоминалось в нашем спец.обзоре фильма «Чёрная Акула» 1993 г.
Су-25 -
«Губа не собирается покидать остров. Он засел в аэропорту и вызвал помощь - три тяжёлых бомбардировщика!»
(с)Джеймс Гастовски. Кампания «Сопротивление».
Вооружение:
30 мм пушка. Боекомплект - 2000 снарядов (в реальности БК пушки Су-25 - 250 снарядов).
2 блока УБ-32 - 64 НАР С-5.
8 управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-29. В игре именуются «Вымпел».
Интерьер самолёта в игре:
В модели разработчики также использовали смесь реальности и вымысла. Видимо желая оправдать название самолёта по классификации НАТО «FrogFoot» («лягушачья лапка») BIS нанесли на киль самолёта эмблему в виде лягушки с молотом в одном и танком в другой. Данная эмблема присутствовала на Су-25 №9013 30-го штурмового авиаполка ВВС ЧССР, а позднее Чехии.
Флот:
Десантный катер -
Единственная модель в игре, не имеющая реального прототипа. Во всяком случае, мне не удалось найти ничего похожего. Катер оснащён навигационной РЛС, антенна которой скопирована с РЛС ЗСУ-23-4 «Шилка». Также в нём прослеживаются некоторые черты американского Mark II PBR (который тоже есть в игре) - в частности приборная доска, руль и рычаги управления.
Экипаж катера состоит из судоводителя и кормового стрелка.
Десантовместмость – 10 чел.
Интерьер катера в игре:
Вооружение катера представлено пулемётом ПК, установленном на вертлюге, закреплённом на поворотной стойке в кормовой части катера. Стойка имеет небольшой щиток для защиты стрелка от пуль. Боекомплект пулемёта составляет 500 патронов, но здесь следует отметить, что хоть модель пулемёта и не отличается от пехотного – из соображений баланса ему прописаны патроны калибра 12.7 мм.
«Ленин в будке, Сталин в казарме, сказки на стене, телевизор в каждый дом» - детали окружения, и прочие мелочи:
На всех игровых островах в некоторых местах стоят будки, модель которых имеет название «latrine» - уборная. Заглянув в них, можно увидеть портрет В.И. Ленина. Не иначе - «сортирный» юмор разработчиков (на всякий случай - осуждаю).
В казармах на Колгуеве можно увидеть любопытные стенды, одном из которых размещён портрет И.В. Сталина. На период действия игры здесь логичнее смотрелся бы портрет М.С. Горбачёва, хотя, если вникнуть в сюжет... возможно в гарнизонах под командованием генерала Губы сознательно меняли портреты:
На стене казармы наряду с портретами вождей, грамотами и фотографией со Знаменем Победы красуется открытка из набора «Ленинская правда», выпущенного в 1968 году.
«Ты можешь приехать сегодня днём, Вик? Наш телевизор опять спятил».
(с) Сосед Виктора - Том. Кампания Кампания «Сопротивление».
Повсеместно встречающийся в игре телевизор - это советский телевизионный приёмник цветного изображения «Горизонт» 61Ц411Д. Его выпуск был начат в 1988 г. На момент действия игры данный телевизор является анахронизмом:
И не уходя далеко от телевизора... хоть это и не советский предмет, упомяну ещё и про видеомагнитофон:
Видеомагнитофон «ONYS» - это вероятно Sony Betmax SL-8080, производство которого началось в 1979 г. и предназначался он для воспроизведения видеокассет от видеокамер полудюймового формата. Применение американцами в игре именно такого видеомагнитофона для просмотра злодейских видеообращений генерала Губы выглядит, вполне логично.
«Ты говоришь по-русски!? Не-ееет!» - речь советских военных в игре:
В кампаниях «1985: Новый кризис» и «Сопротивление» есть русскоязычные персонажи, говорящие на чистом русском. Голосов всего пара-тройка мужских и один женский. Должен заметить, что большинство русскоязычных персонажей озвучены довольно качественно и отыграны актёрами озвучки вполне достойно.
Далее в данной главе я высказываю своё личное субъективное мнение и читатель, особенно знакомый с материалом игры вправе со мной не согласиться. А если вы разделяете моё мнение, относительно русской озвучки в игре - пишите в комментариях.
Некоторые фразы представляют собой апофеоз «клюквы». Приведу несколько примеров:
«Отведите его в камеру смертников» - фраза советского капитана, сказанная в отношении захваченных пленных. Повторяется в сюжете дважды.
«Это наша территория! ЗЕМЛЯ МАТУШКИ РОССИИ!» - фраза генерала Губы, произнесённая в видеообращении к американским войскам.
Диалог повстанца и советских солдат на КПП на дороге в миссии «Под прикрытием» кампании «1985: Новый кризис» и комментарий от повстанца после на мой взгляд, вообще достоин отдельной премии «Золотая клюква».
Отдельные реплики, записанные для озвучки в т.ч и в редакторе, также забавны. Ставшая крылатой среди OFP-сообщества фраза «Водка-ааа!!!»(радостное восклицание) и «Водка-ааа?» (подозрительно-вопросительная интонация с растягиванием звука «А») также навсегда останется в истории этой игры.
А также, лично мне нравится ещё одна клишированная злодейская фраза, повторённая в сюжете дважды - «Приветствуем в аду, империалистическая крыса! Отсюда нет возврата!».
Отдельного внимания достойны диалоги генерала Губы и Ангелины, чётко показывающие, что между ними есть любовная связь. За вкрадчивые, льстивые и манипулятивные речи Ангелины - отдельная похвала актрисе озвучки, за то, что чётко смогла достоверно передать эмоции и смыслы, заложенные в речь персонажа ровно так, как это было задумано разработчиками.
Диалог Гастовски и Губы, после захвата последнего - моё почтение актёру, озвучившему Гастовски. Фраза - «СомнЬеваюс, товарищ генерал!» и особенно интонация, с которой она сказана - шедевральны. А реакция Губы, которую я вынес в заголовок данной главы - демонстрирует всю тщетность его злодейского замысла.
В кампании «Сопротивление» я могу выделить весьма качественно озвученные диалоги в начальном ролике. Приведу одну цитату - «Давыдов! Ты чё там копаешься? Ну-ка встать в строй!».
Я привёл лишь несколько примеров - на самом деле интересных реплик гораздо больше.
Я просто не мог обойти вниманием озвучку - настолько много в ней интересного, но в рамках этой главы статьи я всё-равно не смогу рассказать обо всём, лучше их все прослушать непосредственно в игре.
Заключение:
Что же я могу сказать по итогу анализа облика СА в «Operation Flashpoint : Cold War Crisis»/«ArmA : Cold War Assault» на протяжении трёх (1 часть, 2 часть) статей? Облик советской стороны в этой игре представляет собой смесь «клюквы», «акынства» и... как это ни странно прозвучит - реализма. Ведь подчас даже небольшие и казалось бы абсолютно выдуманные детали находят отражение в реальном мире, нужно лишь найти правильный угол зрения и копнуть немного глубже, нежели смотрит обычный геймер, пусть даже много лет играющий в OFP. На протяжении всех трёх статей я подмечал то, что разработчики проявляли очень мало фантазии и основывались на тех данных, которые могли использовать. И это с поправкой на время, когда игра создавалась и вышла - весьма достойный подход, даже при нынешних возможностях таким мало кто может похвастаться. Кто-то может сказать, что я кое-какие моменты «притянул за уши» - возможно, но я постарался обосновать каждое наблюдение подкрепляя его данными из источников, которые легко проверить. Да, возможно разработчики не задумывались о том, элементы имели место быть в реальности, а просто придумывали. Но именно то, что их собирательные образы получились более-менее аутентичными на мой взгляд делает OFP гениальной игрой. А что до «клюквы» и антисоветчины - покажите мне хоть одну игру от зарубежных разработчиков или любой другой зарубежный медиа-продукт, который не будет нести хотя-бы мизерную их толику. В конце-концов - если мы начнём воспринимать сюжеты существенной части произведений массовой культуры слишком серьёзно, то рискуем получить психологическую травму.
А как же сделал я, если бы делал модификацию, заменяющую анахронизмы и «акынство» на достоверные элементы?
О модификации 1985 Real Cold War Crisis (1985 RCWC) я уже дважды упоминал в рамках данного цикла. Отмечу только, что технику, флот и авиацию переработали. Работа над автомобилями УАЗ и Урал, а также над советскими катерами ведётся и сейчас - повышается уровень проработки отдельных элементов, на основании новых данных дорабатываются те детали, которые были сделаны неправильно. Несмотря ни на что команда мода продолжает свою работу.
Моё мнение об игре и её влияние на мою судьбу:
С игрой я познакомился в далёком 2002 году и до сих пор ничего лучше не видел.
Так вышло, что сначала я познакомился не с первой частью (Cold War Crisis), а с аддоном Resistance, вышедшим в том же 2002 году. Меня поразила реалистичность игрового процесса и широта возможностей предоставляемых игроку. Больше всего мне понравился облик советского спецназа в игре тельняшки, банданы, нарукавные знаки, рюкзаки.
Сначала я не особо вникал в сюжет игры. Постепенно я понял, что конфликт в игре происходит между СССР и НАТО в период Холодной войны. Эта тема меня заинтересовала, и я стал спрашивать у родителей, что такое Холодная война. Позже появились энциклопедии по стрелковому оружию, я стал определять технику, авиацию, вооружение, увиденные по ТВ. Естественно с этого времени я мечтал стать военным - десантником или спецназовцем. Позже мне захотелось отыгрывать события, показанные в OFP не только на компьютере - у меня появились камуфлированный костюм, бандана и пластиковый АКМСУ, имеющий определённое сходство с игровой моделью, а ещё некоторое время спустя и камуфлированный рюкзак, похожий на рюкзаки спецназа в OFP. Это с определённой натяжкой можно считать моим первым опытом в косплее (реконструкцией это называть язык не поворачивается).
Ещё через некоторое время отец стал привозить мне из командировок в областной центр предметы военной фурнитуры - знаки отличия и различия, погоны, нарукавные знаки, нашивки, жетоны и другие мелкие предметы. Это и положило начало моему увлечению коллекционированием и военной историей.
Спасибо за внимание! Пишите в комментариях, как OFP повлияла на вас, какие интересные истории у вас связаны с данной игрой.
Возможно в будущем, если у меня появится возможность я сделаю анализ облика СА в OFP:Elite и VBS1.
Пишите в комментариях анализ облика ВС СССР из каких игр вы хотели бы видеть в данной рубрике.
Другие материалы рубрики смотрите в подборке.
Также смотрите другие подборки и рубрики на канале.
Источники и литература:
Материалы группы «Турели, авиапушки и прочее авиавооружение».
www.wikipedia.org
Секач Н.А. Боевой вертолет Ми-24. 2001 г. Издательство "Экспринт".
Кожемякин Штурмовик Су-25: Тридцать лет в строю. Часть 1. В вооруженных силах СССР 1981-1991 гг.
palsite.com
camopedia.org
авиару.рф
rw6ase.narod.ru
Благодарности -
Антону, Елисею Троценко и Алексею Астанину - за помощь в подготовке материалов к статье.
Теги:
#са_в_играх
#советскаяармия
#советская_армия #армияссср
#клюква
#компьютерныеигры
#ofp
#operationflashpoint
#arma
#armacwa
#armacoldwarassault
#игры
#coldwar #холоднаявойна