Убийство новорожденного иногда в литературе называют детоубийством.
В Российской Федерации предусмотрен привилегированный состав преступления предусмотрен как за убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, так и за убийство новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, что выделено отдельный состав убийства ребенка, совершенное его матерью (ст. 106 УК РФ ). Особенность данного состава преступления заключается в том, что потерпевшим всегда является ребенок женщины, которая его родила, а субъектом — женщина, родившая погибшего ребенка.
Однако, по настоящее время отсутствует единая точка зрения относительно оснований выделения данного привилегированного состава преступления от преступлений со смежными составами с детоубийством, предусмотренным п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а также с такими преступлениями, как незаконное прерывание беременности (ст. 123 УК РФ), оставление в опасности (ст. 125 УК РФ) и др.
Тем не менее значительная часть убийств новорожденных остаются не выявленными правоохранительными органами. Кроме того большое количество подобных преступлений не попадают в официальную статистику по причине их сокрытия от учета. Часто даже возбужденные по ст. 106 УК РФ уголовные дела прекращаются по различным основаниям как не имеющие судебной перспективы.
При ответе на вопрос, с какого момента начинается биологическая жизнь человека, нельзя обойти вниманием всемирно известную книгу Джона и Барбары Уиллке «Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы», изданную в Москве на русском языке в 2003 году. Д. и Б. Уиллке убедительно доказывают,
что с момента зачатия появляется новое человеческое существо, полностью завершенное и уникальное, имеющее 46 хромосом, обладающее полом, к которому ничего не может быть добавлено до самой глубокой старости и смерти, кроме роста и развития. Оплодотворенная яйцеклетка становится реальным человеком. И все, что теперь ему требуется, так это пища, кислород и время. Как подчеркивается в книге, изменения, происходящие между имплантацией, шестидневным эмбрионом, шестимесячным плодом, недельным младенцем и зрелым взрослым человеком, суть лишь стадии развития и созревания. На 18 день у ребенка начинает биться сердце, а на 21 день оно начинает перекачивать через закрытую систему кровообращения кровь, тип которой отличается от типа материнской крови. На 40 день регистрируются мозговые волны. Глаза, уши и дыхательная система начинают формироваться через 4 недели после оплодотворения. К 8 неделям у ребенка формируются все системы тела. Зачатки всех 20 молочных зубов присутствуют в возрасте шести с половиной недель. На 9—10 неделе он скашивает глаза, глотает, шевелит языком, а если погладить его ладонь, сжимает ее в кулачок. К 11—12 неделям он хорошо дышит жидкостью, и это продолжается до рождения. Он не захлебывается, потому что получает кислород через пуповину. На 14 неделе у ребенка появляется чувство слуха. Результаты научных экспериментов показали, что ребенок в утробе матери слышит все, что происходит вокруг, только на 10 децибел тише. Неродившийся ребенок может кричать и плакать. Движения глаз ребенка регистрируются в 17 недель. В четыре с половиной месяца яркий свет, направленный на живот женщины, заставляет ребенка медленно поднимать руки, прикрывая глаза. Громкая музыка может заставить ребенка закрыть уши. Неродившиеся дети-близнецы могут драться между собой. Единственное изменение, которое 28 происходит при рождении ребенка, это изменение во внешней системе поддержания его жизни. Ребенок до и после рождения не отличается ничем, кроме способа получения им пищи и кислорода.
А.Н. Попов в учебном пособии "Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного статьей 106 Уголовного кодекса Российской Федерации "Убийство матерью новорожденного ребенка" (ст. 29, 30), рассуждает:
Является ли развивающийся ребенок в утробе матери самостоятельным организмом или он часть тела матери? Правильное решение этого вопроса может повлечь за собой и соответствующее изменение законодательства. Если ребенок — часть организма матери, то до начала самостоятельной жизни причинение ему смерти убийством признано быть не может. Если согласиться с тем, что ребенок, находящийся в развитии на стадии плода или даже зиготы, является самостоятельным организмом, то причинение ему смерти должно быть признано убийством, если и не с правовой, то с моральной точки зрения, которая рано или поздно окажет свое влияние на законодательство, ибо последнее не может противоречить морально-нравственным установкам общества.
Как уже было показано выше, с момента зачатия появляется новый ЧЕЛОВЕК, со всеми присущими новой жизни атрибутами. Это медицинский факт! Однако многие представители науки уголовного права с упорством, достойным лучшего применения, пытаются доказать обратное, игнорируя очевидные доказательства пренатальной и перинатальной психологии и медицины.
В российском законодательстве широкое распространение получила точка зрения, в соответствии с которой эмбрион — не человек, в государственно-правовой защите он не нуждается. Исходя из действующего законодательства (ст. 106 УК РФ), мы должны сделать вывод, что уголовно правовая охрана жизни человека начинается во время родов.
Согласно п. 1 ст. 53 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов». Это же положение в точности воспроизводится в п. 1 Медицинских критериев рождения, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1687н. Уголовный закон стоит на страже жизни ребенка до того, как его тело будет отделено от организма матери. Тем самым закон признает, что жизнь ребенка имеет самостоятельный, самоценный характер. Умышленное причинение смерти плоду в процессе родов квалифицируется как убийство человека. При этом плод полностью может находиться в чреве матери или за его пределами. Местонахождение плода в момент убийства не имеет уголовно-правового значения. Убийство — это лишение жизни без всяких оговорок относительно характера и качества этой жизни.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, представляется сложной. Она может быть выполнена как действием, так и путем бездействия. Бездействие в составе преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, можно определить как сознательное, волевое, противоправное, общественно опасное, пассивное поведение женщины, заключающееся в невыполнении обязанности проявлять заботу и внимание в отношении новорожденного ребенка, направленное на лишение его жизни, при наличии возможности поступать иным образом.
Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, является наличие причинной связи между деянием матери и смертью ребенка. Неустановление причинной связи между деянием матери и смертью ребенка исключает уголовную ответственность.
Потерпевшим от преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, может быть только новорожденный. В диспозиции статьи имеются такие понятия, как «психотравмирующая ситуация» и «состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости». Первое понятие характеризует обстановку совершения преступления, т. е. относится к иным признакам объективной стороны рассматриваемого состава преступления. Второе — состояние субъекта преступления.
В медицинской практике новорожденным считается ребенок до достижения им одного месяца. Соответственно убийство ребенка более старшего возраста не будет квалифицироваться по данной статье.
При этом, судебная практика знает случаи, когда при вынесении обвинительного приговора матери, умертвившей своего ребенка за пределами возраста новорожденности, были приняты во внимание психотравмирующие обстоятельства, способствовавшие совершению преступления матерью.
Так, апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018г. №38-АПУ18-5, смягчено наказание Дегтяревой Е.Е., приговоренной Тульским областным судом от 17 июля 2018г.
Изменяя приговор, Верховный Суд РФ пояснил, что не получило должной оценки то, что Дегтяревой Е.Е. было суверенно убийство ребенка, едва только перешагнувшего возрастной порог категории новорожденных детей, убийство которых при определенных обстоятельствах квалифицируется по ст. 106 УК РФ.
Так же Верховный Суд РФ, указал, что судом первой инстанции не учтено и то, что ситуация, в условиях которой находилась Дегтярева Е.Е. во время совершения преступления, хотя и не была признана психотравмирующей, не может быть признана вполне благоприятной. Как следует из материалов дела, осужденная тяготилась тем, что Н., с которым она сожительствовала, не предлагал ей зарегистрировать брак и не оставлял свои пагубные привычки, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя. На этой почве между ними возникали словесные конфликты. Наблюдая, как Н. принимает наркотики и употребляет алкоголь, Дегтярева Е.Е. пришла к выводу, что это может сказаться на здоровье ребенка, на наследственности и что он из-за этого много кричит. В связи с этим у нее стало появляться чувство неприязни по отношению к сыну. Кроме того, в семье было неблагоприятное материальное положение, так как все время не хватало денег. При этом Дегтярева Е.Е. не могла обратиться за помощью к своим матери и сестре, так как из-за их негативного отношения к Н. они не общались. Близких людей, друзей, с которыми, по ее собственному признанию, можно было бы поговорить, у нее не было. Указанные жизненные обстоятельства, усугубленные послеродовым состоянием Дегтяревой Е.Е., не могли не повлиять на ее способность адекватно оценивать ситуацию и управлять ею.
Суд в приговоре также указал, что учитывает при назначении наказания наличие у осужденной психического расстройства, не исключающего вменяемости. Однако, при наличии таких данных суд должен был применить в отношении Дегтяревой Е.Е. положения ст. 22 УК РФ, в силу которой вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности, но его психическое расстройство, не исключающее вменяемости, подлежит учету при назначении наказания. Между тем суд первой инстанции при назначении наказания осужденной не применил положение ч. 2 ст. 22 УК РФ и назначил ей наказание, приближающееся к максимально возможному с учетом применения нормы ч. 1 ст. 62 УК РФ. Такое наказание не может быть признано справедливым, в связи с чем приговор в этой части в соответствии со ст. 389.18 УПК РФ подлежит изменению.
Есть в судебной практике и другие случаи, при которых не применялась ст. 106 УК РФ, вследствие того, что действия подсудимой, формально подпадающие под признаки состава преступления, предусмотренные указанной статьей, не были признаны таковыми, в силу того, что причинение смерти новорожденному было осуществлено хоть и по желанию матери ребенка, но третьим лицом. При таких обстоятельствах, суд посчитал необоснованным квалификацию деяния матери ребенка по ст. 106 УК РФ, поскольку исполнителем объективной стороны убийства являлся другой человек. Жалоба с такой позицией была предметом рассмотрения Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2008г. №664-О08-40.
С некоторыми различиями в основаниях выделения состава убийства матерью новорожденного ребенка, в уголовном законодательстве всех постсоветских республик он предусмотрен в качестве привилегированного состава преступления. В то же время в таких государствах, как Германия, Франция, Испания, уголовное законодательство не содержит привилегированного состава убийства матерью новорожденного ребенка. Женщина, убившая своего новорожденного ребенка, отвечает на общих основаниях.
Сложно судить, насколько допустима подобная норма для законодательства в современных реалиях, но пока законодательство предусматривает дифференциацию действий матери в отношении ребенка, приведших к гибели последнего, в зависимости от возраста ребенка и состоянии матери, данная норма подлежит применению.
В этой статье, вы сможете прочитать про совсем недавний случай, попытки убийства матерью новорожденного ребенка:
Благодарю Вас за то, что дочитали статью до конца, надеюсь она была полезна и интересна. Желаю удачи в защите от противоправных действий.
приветствуется подписка на канал, репосты, комментарии и другая активность. Впереди еще много разборов как гражданского, так и уголовного законодательства