Найти тему
Myar.Studio

Музей нашей памяти_1

Часть 1. Культура памяти

Москва. Сретенка. 1-й Самотёчный переулок, дом 9, строение 1.
Москва. Сретенка. 1-й Самотёчный переулок, дом 9, строение 1.

Человечеству необходимы истории. Мы воспринимаем мир через истории. Без историй не было бы ни авторов, надеющихся, что их творения увидят и правильно поймут; ни наблюдателей, вживающихся в объект своего наблюдения; ни реальности.

Реальность как «оксюморон из одного слова, самое абстрактное из понятий. Факты сами по себе не имеют смысла ‒ они обретают его только в истории, в которую мы их помещаем» (В. Пелевин).

Вход в здание Музея истории ГУЛАГа
Вход в здание Музея истории ГУЛАГа

Культура памяти. Музей памяти. Музей истории ГУЛАГа.

Гулаг вошел в каждую семью как коллективная и личная память.

Круг прошлого не замкнут. Мы вновь и вновь памятью возвращаемся в те тяжелые времена.

Мы - это память. Трудная память – она у каждого своя.

Мы приходим в музей со своими представлениями о прошлом и о тех событиях, которые пережили, о которых слышали или читали; остаемся наедине с историей три-четыре часа – не меньше, а потом уходим, чтобы вернуться еще раз.

И будем возвращаться, пока круг на замкнется.

Главное, чтобы не навязывали свое отношение к прошлому; не усугубляли ужас пережитого и страх происходящего в те страшные годы; не обнажали чувство сострадания. Никто не вправе измерять сострадание или оценивать, эффективны ли вмешательства, направленные на усиление сострадания.

-3

Язык музея. Язык прошлого о прошлом. Диалог прошлого с настоящим.

Музейные экспонаты и «зоны погружения»: за людей об их истории говорят предметы – свидетели тех событий. Музейные тексты вместо объяснений. Инсталляция вместо рассуждений. Воспоминания вместо повествования. Предметы вместо описания.

-4

Внутренние интерьеры музея предельно аскетичны. Экспозиция занимает верхние этажи, частично объединенные в двусветное пространство с антресолями и торчащими из стен обрезками швеллеров. Сохранившиеся остатки старых перекрытий здания как символ, напоминающий о мрачной функции здания и миссии музея – изучить, осмыслить, открыто обсудить период массовых сталинских репрессий[1].

Подъемы на антресоли и выходы на балконы, с которых открывается вид на экспозицию, как подсказка посетителю: над некоторыми историческими процессами необходимо «воспарить», чтобы наполнить предметы смыслом.

Спуски (будто на землю) как приглашение погрузиться в документы и другие свидетельства той эпохи.

В оформлении интерьера используются простые материалы — кирпич, фанера, окрашенные акустические панели. Нет кричащих красок. Исключение составляет только желтый заливной пол «с чипсами» в административной части здания (на первом этаже) как жизнеутверждающее настоящее в сравнении с не оставляющим надежд прошлым.

Но музейное действие начинается не с организации внутреннего пространства и экспозиции; не от вестибюля или входа, – внешний облик здания, его архитектура становятся знаком времени.

-5

Архитектура музея лаконична и строга , тем не менее атмосферно вписывается не только в культурно-исторический, но и в городской контекст уютного района в центре Москвы на Сретенке.

Даже издалека здание производит сильное впечатление. Прежде чем направиться ко входу, невозможно не остановиться перед этим монументальным четырехэтажным монохромным сооружением с большим количеством симметрично расположенных окон, с отсутствием декора и скромным, едва заметным орнаментом на фасаде. Монументальное сооружение, в котором сплелись архитектура, история, память.

Единственно сохранившаяся и воссозданная в историческом виде краснокирпичная стена главного фасада здания, выходящая в переулок, символизирует преемственность – старое здание музея было тоже из кирпича. Боковые и дворовый фасады покрыты листами из натуральной меди - редкого материала для городского ландшафта России.

-6

Медные фасады со временем потемнеют до черноты, и здание обретет еще более строгий вид. «Живой» темнеющий фасад Музея истории ГУЛАГа. Монумент, обращенный в будущее своим прошлым.

Философия музея постигается именно с первых визуальных ощущений.

Внимательно вглядываясь в архитектуру здания, начинаешь понимать, что здание не только имеет собственную семантику, но и таит скрытую информацию, который ты не владеешь. Разгадка таится все в том же визуальном восприятии, балансирующем между историей, присутствием и смыслом…

Продолжение: URL: https://dzen.ru/a/ZbyxCNYunEwsQh56

_____________________

  • Своими исследованиями поделилась А. Р.
  • Автор идеи Т. А.

Источник и фото:

[1] ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны: постоянная экспозиция. -https://gmig.ru/museum/news/postoyannaya_ekspozitsiya/© MyarStudio, 2024

Вам может понравиться:

"Ничего лишнего..." (О Музее В. Маяковского в Москве) | Myar.Studio – URL: .https://dzen.ru/a/ZbYgrzIkoFl2dLk

© MyarStudio, 2024

Загляните на основной наш сайт MyarStudio

-7