Часть 1. Культура памяти
Человечеству необходимы истории. Мы воспринимаем мир через истории. Без историй не было бы ни авторов, надеющихся, что их творения увидят и правильно поймут; ни наблюдателей, вживающихся в объект своего наблюдения; ни реальности.
Реальность как «оксюморон из одного слова, самое абстрактное из понятий. Факты сами по себе не имеют смысла ‒ они обретают его только в истории, в которую мы их помещаем» (В. Пелевин).
Культура памяти. Музей памяти. Музей истории ГУЛАГа.
Гулаг вошел в каждую семью как коллективная и личная память.
Круг прошлого не замкнут. Мы вновь и вновь памятью возвращаемся в те тяжелые времена.
Мы - это память. Трудная память – она у каждого своя.
Мы приходим в музей со своими представлениями о прошлом и о тех событиях, которые пережили, о которых слышали или читали; остаемся наедине с историей три-четыре часа – не меньше, а потом уходим, чтобы вернуться еще раз.
И будем возвращаться, пока круг на замкнется.
Главное, чтобы не навязывали свое отношение к прошлому; не усугубляли ужас пережитого и страх происходящего в те страшные годы; не обнажали чувство сострадания. Никто не вправе измерять сострадание или оценивать, эффективны ли вмешательства, направленные на усиление сострадания.
Язык музея. Язык прошлого о прошлом. Диалог прошлого с настоящим.
Музейные экспонаты и «зоны погружения»: за людей об их истории говорят предметы – свидетели тех событий. Музейные тексты вместо объяснений. Инсталляция вместо рассуждений. Воспоминания вместо повествования. Предметы вместо описания.
Внутренние интерьеры музея предельно аскетичны. Экспозиция занимает верхние этажи, частично объединенные в двусветное пространство с антресолями и торчащими из стен обрезками швеллеров. Сохранившиеся остатки старых перекрытий здания как символ, напоминающий о мрачной функции здания и миссии музея – изучить, осмыслить, открыто обсудить период массовых сталинских репрессий[1].
Подъемы на антресоли и выходы на балконы, с которых открывается вид на экспозицию, как подсказка посетителю: над некоторыми историческими процессами необходимо «воспарить», чтобы наполнить предметы смыслом.
Спуски (будто на землю) как приглашение погрузиться в документы и другие свидетельства той эпохи.
В оформлении интерьера используются простые материалы — кирпич, фанера, окрашенные акустические панели. Нет кричащих красок. Исключение составляет только желтый заливной пол «с чипсами» в административной части здания (на первом этаже) как жизнеутверждающее настоящее в сравнении с не оставляющим надежд прошлым.
Но музейное действие начинается не с организации внутреннего пространства и экспозиции; не от вестибюля или входа, – внешний облик здания, его архитектура становятся знаком времени.
Архитектура музея лаконична и строга , тем не менее атмосферно вписывается не только в культурно-исторический, но и в городской контекст уютного района в центре Москвы на Сретенке.
Даже издалека здание производит сильное впечатление. Прежде чем направиться ко входу, невозможно не остановиться перед этим монументальным четырехэтажным монохромным сооружением с большим количеством симметрично расположенных окон, с отсутствием декора и скромным, едва заметным орнаментом на фасаде. Монументальное сооружение, в котором сплелись архитектура, история, память.
Единственно сохранившаяся и воссозданная в историческом виде краснокирпичная стена главного фасада здания, выходящая в переулок, символизирует преемственность – старое здание музея было тоже из кирпича. Боковые и дворовый фасады покрыты листами из натуральной меди - редкого материала для городского ландшафта России.
Медные фасады со временем потемнеют до черноты, и здание обретет еще более строгий вид. «Живой» темнеющий фасад Музея истории ГУЛАГа. Монумент, обращенный в будущее своим прошлым.
Философия музея постигается именно с первых визуальных ощущений.
Внимательно вглядываясь в архитектуру здания, начинаешь понимать, что здание не только имеет собственную семантику, но и таит скрытую информацию, который ты не владеешь. Разгадка таится все в том же визуальном восприятии, балансирующем между историей, присутствием и смыслом…
Продолжение: URL: https://dzen.ru/a/ZbyxCNYunEwsQh56
_____________________
- Своими исследованиями поделилась А. Р.
- Автор идеи Т. А.
Источник и фото:
[1] ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны: постоянная экспозиция. -https://gmig.ru/museum/news/postoyannaya_ekspozitsiya/© MyarStudio, 2024
Вам может понравиться:
"Ничего лишнего..." (О Музее В. Маяковского в Москве) | Myar.Studio – URL: .https://dzen.ru/a/ZbYgrzIkoFl2dLk
© MyarStudio, 2024