💬 ..."в плане инквизиции РПЦ мало чем отличается от католической церкви. Да, такого обилия костров, на которых изгонялись неугодные, на Руси не было, но были тюрьмы"...
Добрый день друзья!
Хочу сегодня поговорить с вами на тему, которую поднял один из читателей канала, утверждая в своем комментарии, что в отличие от католической церкви, в Русской православной церкви не было института инквизиции.
И знаете, общаясь с огромным количеством людей, я пришел к выводу, что подавляющее большинство моих собеседников действительно считают, они практически на 100% уверены, что на Руси инквизиции не существовало.
На самом деле, и сейчас не удивляйтесь, в этом плане РПЦ мало чем отличается от католической церкви. Конечно, такого обилия костров на площадях, как в католических странах, на которых изгонялись неугодные церкви люди, на Руси не было, но кое-кого сожгли и у нас.
Первое имя, которое тут же приходит на ум, это протопоп Аввакум, которого казнили на костре, так же поступили и с лейтенантом Возницыным в 1738 году, его сожгли прилюдно, на Адмиралтейском острове в Петербурге.
Так что, да, жгли и у нас, но...
Надо признать, что в России прилюдная казнь на кострах, это были единичные, громкие случаи, не ставшие повсеместной практикой. А вот чем славилась РПЦ, так это своей лютой тюремной системой, которая перемалывала несогласных.
Как минимум один тюремный монастырь известен каждому из вас, это Соловецкий, куда ссылали неугодных с середины XVI века.
Еще одним известным местом тюремного заключения, не менее страшным, является Суздальский Спасо-Ефимиев монастырь, но это те церковные тюрьмы, которые известны всем, а ведь таких было великое множество.
Наиболее крупные тюремные комплексы РПЦ:
а) Мужские монастыри
- Николаевский Карельский (Архангельская губерния)
- Сийский (на Северной Двине)
- Спасо-Прилуцкий (под Вологдой)
- Новгород-Северский
- Кирилло-Белозерский
- Валаам
- Спасо-Преображенский (Старая Русса)
- Юрьевский (под Новгородом)
- Псковский
- Свияжский (Казанская губерния)
- Далматовский Успенский (Пермская губерния)
- Троицкий-Селенгинский (озеро Байкал)
- Вознесенский (Иркутск)
- Успенский Нерчинский
По памяти я привел вам полтора десятка самых крупных монастырских тюрем, на деле же их было намного больше. А ведь в казематах православных монастырей содержались не только мужчины, женщин эта участь не миновала.
Для них такие же, ничем не отличающиеся от мужских, тюремные камеры были заготовлены, соответственно, в женских монастырях.
б) Женские монастыри
- Покровский (Суздаль)
- Ризоположенский (Суздаль)
- Далматовский Введенский (Пермская губерния)
- Кашинский (под Тверью)
- Енисейский Рождественский
- Иркутский Знаменский
Условия содержания заключенных в этих тюрьмах были, как и на Соловках или в Спасо-Ефимиевском монастыре - лютые. Причем зачастую люди помещались сюда без указания их имен, не говоря уже об их вине и судебном приговоре.
Смертность в монастырских тюрьмах была величайшей, понятно, что никакой медицины тут и рядом не стояло, все хвори заключенных лечились молитвами настоятелей монастырей.
Т.е. если больного не получалось излечить чтением псалтыри, то следовала отписка вышестоящему начальству о его смерти. Такова была судьба большинства заключенных в монастырских тюрьмах.
Часть заключенных не имели никакого отношения к религии, это были откровенно "политические" преступники, офицеры, дворяне, чиновники, по тем или иным причинам попавшие под пресс государственной машины, помещенные в монастырские казематы, зачастую без суда и следствия.
Вторая часть заключенных монастырских тюрем, это как раз те, с кем боролась православная инквизиция, которой, как бы, не существовало...
Я приведу вам несколько ярких примеров из статьи историка, этнографа Сергея Васильевича Фарфоровского, изданной в далеком 1926 году, почти век назад.
Статья так и называлась: "Из истории русской святой инквизиции".
Итак...
И вот такие примеры, когда люди попадали в монастырские застенки даже не за то, что они состояли в какой-либо секте, а просто отрицали существование любых потусторонних сил, очень много.
Что там говорить, в застенки монастыря запросто мог попасть человек. который просто жил отшельником и вел праведный, по христианским понятиям, образ жизни. Но к которому шли люди, конкуренцию РПЦ не терпела...
Хм, а это вообще выходит за грани понимания.
Конечно, к инквизиции эпизод с ребенком дела не имеет, тут другое, да и хотелось бы знать детали, но такой возможности нет. Впрочем, какая разница, заточение в каменный мешок 10-летнего мальчишки, это нормально?
Ну что, я думаю, что того, что я уже привел в качестве примера, достаточно, чтобы понять, насколько велика и могуча была репрессивная машина РПЦ до революции 1917 года.
Желающие могут ознакомиться со статьей Фарфоровского в оригинале, ссылку оставил выше, а я на этом свою работу заканчиваю. Думаю, что умным людям далее ничего объяснять уже не нужно.
И знаете, друзья мои, что я вам скажу, мне очень бы не хотелось, чтобы РПЦ получила подобную власть над людьми в наше время. Надеюсь, что это невозможно, иначе репрессии тридцатых годов, о которых так любят истерить люди в рясах, покажутся всем нам увеселительной прогулкой...
С уважением, Лев Валерьевич.