Найти тему
Научпок Блондинки

Человеческий капитал на современном рынке. Взаимосвязь человеческого капитала и комплаенса практики.

Так как мы говорим о современном рынке, стоит отметить характеристики человеческого капитала двадцать первого века.

1) Инновационная форма ментального и ценностно-смыслового капитала субъекта.

2) Высоким уровнем институционального капитала и способностью личности к институциональному предпринимательству.

3) Высокоразвитая форма социального капитала, способность к сетевым взаимодействиям и формированию доверительных экономических отношений.

4) Наличие творческого мышления, обладание исследовательским и методическим капиталом, наличие развитой потребности к самообразованию.

5) Обладание «набора» профессиональных знаний и компетенций, обеспечивающих ожидаемый уровень личного дохода и пользы обществу.

6) Способностью организовать творчески-трудовой процесс.

7) Обладание лидерскими качествами, способность быстро вникать в сущность всех процессов и находить оптимальное управленческое решение.

Нельзя проигнорировать специфику формирования и развития национального человеческого капитала, ведь если не учитывать данные пункты процесс накопления и создания человеческого капитала будет ничтожно медленным.

1. Особенности влияния геоэкономических и геокультурных условий.

2. Историко-институциональные, психологические и социокультурные условия ( доверие, толерантность, формы общения и др.)

3. Влияние социально-экономической политики государства.

4. Качество воспроизводства отечественного человеческого капитала.

Проговорив, некоторые необходимые тонкости данной области для лучшего понимания общей картины, мы можем перейти к взаимосвязи человеческого капитала и комплаенса практики.

Комплаенс – это система, в рамках которой организация придерживается законов, правил и стандартов в своей деятельности. Комплаенс-практика является неотъемлемой частью управления человеческим капиталом в организациях. Не только соблюдение законодательства, но и этические нормы и правила поведения должны быть установлены внутри компании и контролироваться.

Комплаенс-практики также связаны с управлением рисками. Риск нарушения законодательства может повлечь за собой серьезные финансовые и репутационные потери для компании, поэтому организации должны разработать и реализовать соответствующие стратегии и процессы, чтобы снизить риски нарушения законодательства.

Ошибка Вкус-Вилл

Компания Вкус-Вилл была создана в 2009 году и не сразу пропагандировала спортивный образ жизни и сбалансированное питание. Только аж в 2016 году компания сменила вектор управления, провела чистку и замену кадров, а главное взяла отличных маркетологов в штаб. Был произведен качественный анализ рынка, «Вкус-Вилл» решил сыграть на интересах покупателей, на самом новомодном явлении того года в России – экологичность и здоровое питание.

Тогда же компания поменяла концепцию, главными поставщиками стали крупные фермы, разработали линейку «здорового питания», которой придерживаются до сих пор. Компания стала сразу выделятся на фоне бездушных супермаркетов, которые травят покупателей своей «химией», за что сразу привлекла молодежь, спортсменов и домохозяек.

Также компания славиться своей экологичностью: минимальное количество упаковки, специальные перерабатываемые пакеты, множество фондов, которые борются за экологию нашей планеты, поддерживаются и регулярно спонсируются «Вкус-Вилл».

Такой поворот событий был обусловлен огромным вкладом данной компании в исследования экологической обстановки в России, исследования проводились также с целью распространения идеи «правильного питания» среди населения. Развитие компании «Вкус-Вилл» позволил накопить человеческий капитал своим сотрудникам в сфере управления компанией, здорового питания, экологии, ССМ, реклама и распространения информации через социальные сети, кулинария, логистика ( при чем быстрая и высококачественная, так как фермерские продукты требуют определенных условий при перевозке), а также доставка и благотворительность. Переоценка взглядов и приоритетов в обществе привела бренд «Вкус-Вилл» на рынок и основательно закрепила за ним лидирующие позиции.

Но так ли это на самом деле?

2018 год стал одним из самых сложных для компании. Дело в том, что «специалисты московского управления Роспотребнадзора проверили 51 магазин сети "ВкусВилл" в 10 округах Москвы. И выписали 147 постановлений о штрафах, в том числе 70 - на юридических лиц, 77 - на должностных лиц. Общая сумма штрафов- более 6,3 млн. рублей». Заметим также, что проверка Роспотребнадзора была плановой. И в проверяемых торговых точках сети обнаружились нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а также требований технических регламентов.

Роспотребнадзор выявил нарушения правил товарного соседства: из-за этого могут портиться продукты, чувствительные к сильным посторонним запахам. Отмечены нарушения при реализации продуктов питания, связанные с просрочкой и маркировкой. Из 300 образцов продуктов, проверенных по микробиологическим показателям, проверку не прошли 52 образца. При исследовании 201 образца нарушения найдены в 9 из них. В колбасе, молоке, кисломолочной продукции, сливочном масле, кондитерских изделиях и салатах было превышено допустимое содержание микроорганизмов.

Кабачки и белокочанная капуста в нескольких магазинах сети показали громадное количество нитратов. Управление предписало приостановить действие декларации о соответствии на продукцию "Снежок". В нем нашли сухое молоко. После чего ритейлер снимает "Снежок" с продажи.

Мюсли фруктовые "Вкус Вилл " изготавливаются в Калужской области по ТУ (технические условия) 9196-001-86715607-2011. Заявленные в маркировке показатели продукта отличаются от фактических. Производитель сообщает о наличии в составе 40% ягод и орехов, но фактически их оказалось не более 20%. Больше всего в этой смеси злаковых хлопьев (овсяных, пшеничных и других) — 73,8%. Сухофруктов 18%, орехов всего 1,9% - 2-3 орешка на всю упаковку. Заявленная жирность продукта 2%, фактический показатель почти в 3 раза выше (5,8%). Подобную дезинформацию можно расценивать как нарушение права потребителя. Мюсли "ВкусВилл" попадают в список товаров с нарушением. Стоит также отметить, что у этого образца самые высокие показатели по содержанию влаги и по кислотности.

Это только некоторые примеры с чем компании пришлось столкнуться. Суть в том, что Вкус-Вилл за 2018 год потерпел огромные репутационные скандалы, часть клиентской базы просто отказалась от раньше обожаемого магазина и соответственно компания понесла огромные убытки. С 2016 года после реформ, компания взяла стратегию динамического роста. К слову, в конце 2018 года у компании в Москве и Подмосковье было около 500 магазинов "ВкусВилл". Целью основателя компании Кривенко было в ближайшие 3 года довести количество магазинов до 1000. Нынче "ВкусВилл" открывает по новому магазину каждый рабочий день. А осенью обещает открывать по 40 в месяц. В 2022 году сеть расширилась до 1500 магазинов и дарксторов.

Главная проблема в том, что концепция компании – здоровое питание, фермерские продукты никак не вяжется со стратегией динамического роста. Мелкие фермерские поставщики просто не могут справиться с таким огромным спросом. Интересны в этой связи откровения одного из партнеров компании Вкус-Вилл основателя и гендиректора компании "Айскейк-ЭКО" Алексея Королева. Именно эта компания поставляет в магазины Вкус-Вилл мороженое.

«Два года назад я делал мороженое на ледяной сковороде в 30-метровой квартире. Сегодня у меня 15 тонн в месяц. И я не успеваю за спросом. Как вы думаете, доволен ли я?» — так на вопрос об отношениях с «ВкусВиллом» отвечает Алексей Королев.

Свой бизнес Королев с самого начала создавал с расчетом на магазины Вкус-Вилл. Семья Королева пристрастилась к продуктам из "Избенки" с момента открытия сети. Узнав, что сеть ищет поставщиков, Королев решил (первоначально на своей кухне) заняться мороженым.

Сегодня на "ВкусВилл" приходится 70% продаж "Айскейк-ЭКО". Изначально обсуждали 4 тонны в месяц, но реально продают 15 тонн.

Из-за непрерывно растущих магазинов рушится концепция и естественно падает качество продукции, отсюда и идут все штрафы и нарушения стандартов качества. Магазин старается не нарушать темпы роста, жертвуя репутацией, клиентами и деньгами.

На сегодняшний день я не могу сказать точную степень устойчивости компании. Отмечу лишь, что основатель сети магазинов здорового питания Вкус-Вилл - Андрей Кривенко не раз вызывался в суд по вопросам финансовых махинаций. На его счету 4 компании «однодневки», а отчеты о чистой прибыли говорят, что бизнес работает в убыток, с условием увеличения валовой прибыли на 36 %. Складывается впечатление, будто бы прибыль могли просто выводить из компании, прикрывая падение ростом расходов.

В 2019 году компания впервые за 10 лет выплатила дивиденды, на что ушло порядка 2 млрд рублей. Видимо, делиться деньгами с акционерами Кривенко не очень понравилось, так что по итогам 2020 года никаких дивидендов они не получили.

Стоит отметить, что на 2022 год ситуация в компании значительно улучшилась, в том числе из-за развития комплаенса. По итогам 2022 года выручка «ВкусВилла» по РСБУ выросла на 25%, до 203,3 млрд рублей, а чистая прибыль превысила 3 млрд рублей. В 2022 году «ВкусВилл» выплатил своим акционерам 2 млрд рублей дивидендов. Предыдущий раз компания платила дивиденды в 2019 году. Тогда было выплачено также 2 млрд рублей.

Согласно оценке Forbes, капитал Андрея Кривенко (стоимость доли во «ВкусВилле» и доля в выплаченных дивидендах) составляет $2,1 млрд.

Тенденции формирования человеческого капитала в организациях напрямую влияют на комплаенс практики, так как соблюдение нормативных требований и законов требует наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, а также наличия определенных систем управления персоналом и обучения.

Например, компания, которая стремится к формированию высококвалифицированной рабочей силы, должна уделять внимание вопросам обучения и развития своих сотрудников, а также следить за соблюдением правил и нормативов, связанных с их трудовой деятельностью. Это, в свою очередь, может привести к необходимости создания отдельного подразделения или назначения ответственного лица за вопросы комплаенса внутри компании.

Опыт Nike

Многие компании в различных секторах экономики успешно реализуют комплаенс-практики. Например, компания Nike до сей день активно работает над улучшением трудовых условий в своих производственных предприятиях, чтобы предотвратить нарушения прав работников. Это связанно с тем, что в периоды последних десятилетий прошлого века, когда компания выходила на новые производственные горизонты и соответственно расширяла масштабы производство, Nike грешил незаконными способами эксплуатации труда. Невыносимые условия труда, отсутствие перерывов в работе, минимальное рабочее пространство, плохое освещение, слишком высокие или низкие температуры, незаконно низкий уровень зарплаты или использование детей на производстве. Задача была такова - получить продукт с минимальными затратами за счет эксплуатации подчиненных.

в 1991 году активист Джефф Беллинджер опубликовал отчет, где сообщалось о плохих условиях труда и низкой зарплате на производстве Nike в Индонезии. Хуже всего для Nike оказалось то, что отчет был не выдумкой конкурентов, а правдой.

После последовала череда скандалов. Очередной удар по репутации бренда нанесла история о том, что на предприятии во Вьетнаме концентрация токсичных газов в 177 раз превышает допустимую норму. Было много сообщений о новых подробностях нарушений на производствах в Китае, Индонезии, Вьетнаме и Мексике.

Журнал Life обнародовал фото пакистанского мальчика, сшивающего мяч, после чего вскрылись новые детали. Оказалось, что использование детского труда на фабриках Nike стало нормой. А продолжительность рабочей недели достигала семидесяти часов при месячной зарплате в 160 долларов.

В США студенты колледжей начали акции протеста. Критики стало слишком много. К концу 90-х бренд у части аудитории ассоциировался с эксплуатацией дешевой рабочей силы и с нарушениями прав человека. Спрос на продукцию снизился настолько, что приходилось потихоньку увольнять работников. Только тогда до Фила Найта дошло, что пора предпринимать реальные шаги, иначе его бизнесу может стать еще больнее.

Перемены начались с выступления гендиректора Nike Фила Найта, который во всеуслышание заявил, что продукция компании стала синонимом мизерной зарплаты, принудительной сверхурочной работы и злоупотреблений на местах. Он пообещал, что компания повысит минимальный возраст работников и организует мониторинг условий труда. Параллельно на всех фабриках должны были появиться стандарты чистоты воздуха.

В 1999 году Nike подписывает Глобальный договор ООН, в соответствии с которым обязуется соблюдать десять принципов охраны труда, придерживаться прав человека и экологической безопасности. Также компания инициировала создание неправительственной организации, которая проводила независимый мониторинг и готовила для общественности отчеты о корпорации и ее планах по изменению условий. Помимо этого, организация изучала ситуацию на фабриках.

Компания долго и тщательно старалась повысить свою репутацию на рынке. В 2005 году Nike стала в своей отрасли первой компанией, опубликовавшей список фабрик, с которыми заключаются соглашения. В том же году корпорация обнародовала подробный отчет, занявший более сотни печатных страниц. В документе прямо сообщалось обо всех имеющихся проблемах, особенно в Южной Азии.

Nike была далеко не единственной и не худшей компанией, которая оступалась на своем пути. Однако корпорация признала этот недостаток и начала с ним работать. Пусть компания время от времени оказывается в центре скандалов, но она и не пытается все отрицать. Именно за счет стремления решить, а не замолчать проблему Nike удалось пройти один из самых сложных этапов в своей истории. Сегодня компании припоминают грехи прошлого, но нельзя игнорировать огромный прогресс и развитие компании в сфере трудовых условий. Nike в современном рынке имеет один из самых развитых отделов системы контроля и управления рисками, другими словами - комплаенс.

Внедрение комплаенса сокращает риски потери прибыли. К ним можно отнести штрафы, выплаты ущерба либо невыполнение контрактов. Кроме того, комплаенс-риски способны ухудшить репутацию компании, ограничить возможности ведения бизнеса, а также повлиять на сокращение клиентской базы, поэтому так важно иметь развитый комплаенс контроль, ведь на современном рынке репутация компании играет важнейшую роль в борьбе за клиентов и инвесторов.

В целом, комплаенс-практики становятся все более важными для современных организаций, которые хотят снизить риски и обеспечить долгосрочную стабильность. Компании должны уделять внимание не только соблюдению законодательства, но и этическим нормам и стандартам, чтобы обеспечить устойчивый рост и развитие.