Эта улица изначально называлась Саперной - по той причине, что первыми постройками на ней в конце 19 века стали казармы Второго Восточного-Сибирского саперного батальона. Стояли они там, где сейчас находится ЖК «Дежнев».
Его построили несколько лет назад на месте авторемзавода №2. Который, в свою очередь, и был сооружен в 1930-е годы на базе старых военных объектов.
Рабочие, разбиравшие конструкции, рассказывали, что авторемзавод, который неоднократно перестраивался и достраивался в различные периоды, базируется на очень крепких старых стенах и фундаментах. Демонтировать все это было очень сложно. Но, тем не менее, строители, конечно, справились.
Отметим, что авторемзавод изначально относился к военному ведомству, но примерно с 1950-х годов здесь стали ремонтировать гражданские автомобили. Чем и продолжали заниматься вплоть до наших дней, пока огромная территория в центре города не привлекла внимание застройщиков.
На сегодняшний день самым старым зданием на улице является бывший жилой дом поручика артиллерии Новогонского, построенный в 1902 году (Дикопольцева, 46).
Что это был за поручик, и как офицер самого низшего звания умудрился отгрохать себе такой особняк, пусть и на тогдашней окраине города - достоверно неизвестно.
Зато известно кое-что интересное о застройке улицы в раннесоветский период. Именно здесь в середине 30-х годов тестировали так называемое скоростное строительство.
Его инициаторы утверждали, что их новаторский метод позволяет возвести типовой двухэтажный дом за две недели.
Упрощенно это выглядело так: все детали максимально упрощались и стандартизировались. То, что можно было собрать в одну конструкцию заранее - собиралось. Например, на деревянные щиты набивалась дранка под штукатурку, а потом только оставалось приколотить щит к стене. Вместо заливки фундамента применялся блочный метод. То есть, заранее отливались бетонные блоки, которые просто составлялись в выкопанные рвы. Ну и так далее.
- Мы должны стремиться к индустриализации всех процессов. Заготовку конструктивных элементов нужно делать заранее в централизованном порядке. Здания должны быть просты по конструктивной схеме, монтажных элементов должно быть как можно меньше, - объяснял суть метода один из «амбассадоров» скоростного строительства инженер «Дальвоенстроя» А.Дорохов в 1939 году.
Он приводил в качестве примера то, что типовые проекты жилых домов и казарм совершенно разные, а это неправильно.
- Если взять типовой проект деревянного восьмиквартирного дома и сравнить его с проектом казармы, то окажется, что они совершенно не увязаны между собой. Прежде всего мы пересмотрели проекты восьмиквартирных деревянных домов, а также казарм на 130 и 90 человек. Нам удалось разрешить задачу комплексного объединения конструктивных элементов этих проектов (пролетов и т.д.). Мы постарались установить стандартные детали, приемлемые для тех и других. В первую очередь - для столярных изделий (главным образом - двери, окна, которые раньше все были разные). Балки, перегородки, стропила - все стандартизировано. Это дало возможность создания массового производства, - говорил А. Дорохов.
Он заверял, что таким передовым методом удалось построить в Хабаровске 8-квартирный жилой дом с печным отоплением всего за 12 суток, причем зимой. Комиссия, как хвастались строители, подтвердила его «отличное качество».
«Отличное качество», конечно, откровенное вранье. Любой профессиональный строитель, особенно, сталкивавшийся с кладкой печей и оштукатуриванием деревянных поверхностей, подтвердит - даже если заготовить заранее абсолютно все «полуфабрикаты» и работать круглосуточно огромной толпой, сменяя друг друга, качественно построить такой объект за такой срок физически невозможно.
Что, собственно, и подтверждали жильцы, которым «повезло» заселяться в такие новаторские дома.
- В апреле этого года трест «Дальстройпуть» выстроил скоростным способом два дома по Саперной улице в течение 10 дней каждый. Очень большое достижение - в такой маленький срок построить двухэтажный дом в 15 квартир. Однако совсем нерадостное впечатление производит качество постройки. Уже сейчас, перед осенними дождями, жильцы нового дома подыскивают себе другие квартиры. Вот что представляют из себя квартиры в новом доме - стены уже без штукатурки, между пазами полубревен ночью проникает лунный свет, в комнатах свободно гуляет ветер, проникает дождь. Плиту в кухне затопить нельзя, поскольку дым не идет в трубу. Двери не закрываются, окна также. На стену ничего нельзя повесить от сырости, нельзя также ничего хранить в чемодане - все гниет. Количество есть. Где качество? - задавала риторический вопрос местным властям жительница одного из домов Смирнова в сентябре 1939 года.
Уже через год от распиаренного скоростного строительства тихо отказались. Все «скоростные» бараки были снесены в 1960 годах при массовой застройке.
Сейчас на Дикопольцева осталось только два деревянных «сталинских» дома. Один возвели еще до увлечения скоростным методом - в 1936 году, другой - уже после отказа от него, в 1941-м.
На этой улице было еще два знаменитых деревянных дома, известных, как «бараки на прудах» (Дикопольцева, 13 и 15), но их три года назад расселили и снесли. Правда, взамен так ничего и не построили - на их месте до сих пор пустырь, огороженный забором.
Интересно, что очень долго, вплоть до постсоветских времен, на Дикопольцева оставался островок старой частной застройки. Речь о районе «Платинум-арены». Это место славилось тем, что здесь в своем деревянном доме жил очень известный человек - Юрий Владимирович Цзян Каньчжэн.
У хабаровчан доктор Цзян имел репутацию волшебника и чернокнижника. Если вкратце - это был ученый, который занимался вопросом продления молодости и продвигал теорию скрещивания растений и живых организмов через биоволны. Ну и попутно лечил людей. Хабаровские журналисты еще в 1980-е годы утверждали, что лично видели у него на участке куриц с утиными лапами и ели огурцы со вкусом дыни.
Доктор Цзян начал свои эксперименты еще родном в Китае. В 1960-е годы, во времена «культурной революции», он подвергся опале, сидел в китайской тюрьме за попытку побега в СССР, а выйдя из нее, тут же снова убежал, уже успешно.
Наказание за нелегальный переход границы в СССР после китайской тюрьмы оказалось чепухой: два года принудительных работ в леспромхозе. Там он взял себе новое имя – Юрий Владимирович, в честь руководителя КГБ Андропова, и выучил русский язык. Освободившись, он каким-то невероятным образом, будучи лицом без гражданства, получил от советской власти собственную мини-лабораторию в хабаровском мединституте, разрешение лечить людей в жд-больнице по собственной методике, обзавелся частным домом в центре города. Ну и три раза женился.
Естественно, о таком человеке в городе ходили самые невероятные легенды. Сохранились воспоминания горожан о том, что по ночам на крыше дома появлялся огромный телескоп, а с участка временами шел разноцветный дым сто странным запахом.
Когда 30 лет назад на месте частной застройки решено было строить огромную многоэтажку, доктор потребовал взамен две квартиры в новостройке (для каждой из дочерей) и большой цоколь с отдельным входом – для своей квартиры с лабораторией. Все это он получил и вплоть до недавнего времени к нему на Дикопольцева, 10 потоком шли пациенты с серьезными болезнями опорно-двигательного аппарата и желающие омолодиться.
Посетителей, которые попадали в жилую часть лаборатории, шокировал своеобразный алтарь: фотография симпатичного юноши с датами жизни и смерти (05.02.1933 – 06.02.2083), рядом свечки, игрушки, печеньки и надпись: «Поминки Цзяна Канчжэна».
По воспоминаниям очевидцев, доктор Цзян был человек с юмором, и невозможно было понять - шутит он или впрямь собирается дожить до 150 лет. Во всяком случае, когда ему было под 80, он выглядел максимум на 55. Благодаря тому, как он сам утверждал, что прошел 4 курса омоложения по собственной методике. Но, от судьбы не уйдешь - несколько лет назад доктор Цзян сильно заболел, перестал принимать больных, а потом умер.
Этим, пожалуй, исчерпываются все достойные того, чтобы быть рассказанными, истории об этой улице. Конечно, на Дикопольцева выходят боковыми фасадами здания мэрии, пединститута и железнодорожного техникума, есть и «Платинум арена», и пруды, но о них мы уже рассказывали здесь, здесь и еще вот здесь.
Отметим, кстати, что современная улица Дикопольцева, одна из немногих в Хабаровске, фактически не имеет начала и конца. На севере она заканчивается на подъеме к улице Серышева, плавно перетекая в Некрасова. На юге она долго упиралась в Ленина, но десять лет назад ее продлили через овраги и частный сектор аж до Волочаевской. Изначально предполагалось, что это будет продолжение Дикопольцева. Но в итоге новый отрезок сделали самостоятельной улицей Лейтенанта Орлова.
Напомним, ранее мы рассказывали о городке Далькрайисполкома, который из элитного района на окраине превратился в трущобы практически в самом центре Хабаровска; об улице Мухина, где можно было помыться, напиться и очнуться в вытрезвителе, не сходя с одного места; об Амурском бульваре, который долгое время был символом всего самого плохого в городе - речкой Чердымовкой; о том, чем славилась почти такая же речка Плюснинка; о Казачьей горе, которая долгое время была китайской; об улице Волочаевской, от изначального деревянного облика которой чудом сохранился единственный дом; о Пятой площадке, имя которой стало нарицательным; об улице Ленина, которая приобрела в последнее время определенный лоск. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото Данила Бирюкова, Артёма Самусева, сообщество VK «Заброшки Хабаровска». Архивные фото авторемзавода № 2 предоставлены последним директором предприятия Демьяном Петровичем Ткачёвым.