Найти тему
Блог ЖД фотографа

Залезли ночью в депо с локомотивами времён Хрущёва. Показываю, что там есть интересного!

Пока кто-то плачет по советским временам, желая вернуться в 70-е или 80-е, а то и вовсе возродить зачем-то Сталина, моё поколение с ностальгией вспоминает времена, по меркам истории ушедшие буквально вчера. Ведь сейчас при виде фотоаппарата любой сотрудник охраны на железной дороге сразу подбежит к вам задавать глупые вопросы, даже если вы хотите просто запечатлеть на вокзале понравившуюся вам дореволюционную люстру в зале ожидания, а в 2015 году можно было спокойно зайти в локомотивное депо, сделать фотографии и не вызвать к себе лишнего интереса. В чем был секрет такого успеха, я и расскажу вам сегодня.

Мем для знающих людей
Мем для знающих людей

Прошло уже почти восемь лет с тех пор, как в России исчезли все электровозы ВЛ60. Когда-то они водили пассажирские, грузовые и пригородные поезда, и встречались по всей России, а теперь от них не осталось и следа: последние две рабочие машины были списаны на Дальнем востоке в 2018 году и какая-то чудом доковыляла до 2019-го.

ВЛ60 в Магнитогорске, июнь 2015
ВЛ60 в Магнитогорске, июнь 2015

А вот в 2015-м поймать ВЛ60 было вполне посильной задачей: приезжаешь туда, где переменный ток, проводишь день вблизи железной дороги, и будь уверен: с вероятностью 99,9 процентов этот милаш-кругляш обязательно попадётся, а если знать правильные места, то ещё и не один, и даже - в грузовой работе, что уже на тот момент было редким явлением.

ВЛ60К-417 в Горячем Ключе, июль 2011.
ВЛ60К-417 в Горячем Ключе, июль 2011.

Одним из мест, где "Шисятка" ловилась гарантированно, была Вологда, куда мы с Денисом, известным как vosskuez, отправились в феврале 2015 года. Приехали мы, значит, ранним утром, и тут же попёрлись в локомотивное депо, где нас на ночной стоянке поджидали несколько "Шисяток". Например, ВЛ60ПК-1859 1965 года выпуска, который в 2016-м стал памятником в локомотивном депо Буй.

-4

Здесь же был сфотографирован его старший брат, уже 1964 года выпуска, ВЛ60ПК-1399. В августе 2016-го этот локомотив был списан. А из-за него робко выглядывает ВЛ60ПК-1692 - одна из немногих Шисяток, покрашенных в корпоративные цвета РЖД, и то потому, что эта машина была переделана в электромотрису для руководства.

-5

У цеховых ворот депо Вологда, окрашенных в неправильные, по современным меркам, цвета, был пойман ЧМЭ2-293 - чехословацкий старичок 1963 года. Уже в 2015 году действующие тепловозы этого типа в России можно было пересчитать по пальцам, так этот, вдобавок, находился не в собственности предприятия, как его собратья в Балашихе и в Железнодорожном (посмотрите про них видео на моём канале), а в собственности РЖД. Но даже не это - самое удивительное. Дело в том, что в 2017 году тепловоз перекочевал на станцию Шарья, где стал работать на манёврах при депо, чем занимался... Аж до ноября 2023 года! То есть, по меркам истории, на пенсию он ушёл буквально "вчера", честно отработав свои 60 лет. Сейчас он находится в музейном комплексе на станции Покровск, и при этом на Северной железной дороге несколько ЧМЭ2 работают до сих пор - например, на Вологодском вагоноремонтном заводе.

ЧМЭ3-293... Интересно, какого цвета эти ворота сейчас.
ЧМЭ3-293... Интересно, какого цвета эти ворота сейчас.

Далее самым наглым образом был сфотографирован ВЛ60ПК-1008, стоявший здесь же ночном прогреве. И пускай фотография замусорена уродливым пешеходным переходом, столбами, консолями, проводами: снять можно либо так, либо никак. Сама же машина 1008 была 1963 года выпуска, в последние годы использовалась в качестве рельсосмазывателя, а списали её, как и многие другие Шисятки, в августе 2016-го.

-7

Далее мы с Денисом немного перекусили тем, что продавали в вокзале, и вышли на перрон, чтобы сфотографировать локомотив пассажирского поезда из Москвы. Им оказался чехословацкий ЧС4Т по кличке "Теремок": красного, а не корпоративного цвета, ещё и позднего типа, с круглыми фонарями... Сейчас таких на всю Россию - штучек пять!

-8

Не слишком интересно снимать в депо холодные локомотивы, которые неизвестно, поедут вообще или нет... То ли дело станция Лоста (которая находится на территории города) где сразу две Шисятки наталкивали на сортировочную горку грузовые вагоны!

Толкает
Толкает

Во-первых, здесь работала машина 1209 1963 года постройки, которой на момент съёмки уже было за полвека. Работающие на горке электровозы, как и толкачи, интересны тем, что по долгу службы им приходится отцепляться от вагонов в движении, поэтому в кабине есть кнопка, позволяющая разъединять автосцепку, не останавливаясь и не выходя на улицу.

-10

На соседнем пути толкал цистерны ВЛ60К-1605, единственный сохранившийся до наших дней локомотив этой серии, способный самостоятельно передвигаться. Сейчас большую часть жизни электровоз проводит на базе запаса в Ермолино, о которой я рассказывал в одной из предыдущих публикаций, а в свет последний раз машина выходила в августе 2021 года для участия в динамической экспозиции на выставке Pro Движение Экспо.

-11

Помимо "Шисяток", на станции Лоста был сфотографирован ещё не редкий на тот момент тепловоз ЧМЭ3 зелёного цвета, который тянул куда-то снегоуборочную машину СМ-2.

-12

... и ещё один.

-13

Да ладно, кому нужны эти зелёные ЧМЭ3, если тут сразу два живых электровоза ВЛ60 в фирменной бело-голубой окраске локомотивного депо Буй?

-14

Всё-таки, несколько историко-технических фактов об электровозах ВЛ60 следует сказать... Сразу после того, как напомню вам про телеграм-канал "Всё, что движется", где несколько транспортных авторов с Дзена, включая меня, размещают ссылки на свои публикации: тут вам и поезда и самолёты и даже городской транспорт! Подпишитесь, чтобы не потерять нас, когда лента Дзена в следующий раз начнёт чудить с показами наших материалов...

Всё, что движется

Электровозы ВЛ60 строились с 1957 по 1967 год на Новочеркасском электровозостроительном заводе, всего было их построено 2618 штук, и встретить их можно было почти на всех советских железных дорогах, электрифицированных переменным током, за исключением Белорусской. Шисятки были своего рода универсальными рабочими лошадками: их ставили и в пассажирские, и в пригородные, и в небольшие грузовые, и, конечно же, в хозяйственные поезда.

-15

На сегодняшний день живые ВЛ60 остались в Узбекистане, где возят грузовые поезда, несколько машин есть на Одесской железной дороге, там они используются в пассажирском и в хозяйственном движении, и парой-тройкой Шисяток-рельсосмазывателей может похвастаться Казахстан; в России же есть только машина 1605, которая вылезает с базы запаса Ермолино лишь по праздникам... А жаль! Можно было сделать на его основе какой-нибудь ретропоезд в Вологодской области... Ну и энное количество локомотивов-памятников и музейных экспонатов, естественно.

Кстати, вот вам ещё одна редкая фотография: электровоз переменного тока ВЛ60 стоит в цеху ныне несуществующего локомотивного депо постоянного тока Москва-Пассажирская-Курская перед отправкой в Щербинку на выставку Экспо-1520 и проходит подготовку... Ну так, по мелочи.

ВЛ60К-1605 в депо Москва-Курская ТЧ-1, 12 сентября 2017 г.
ВЛ60К-1605 в депо Москва-Курская ТЧ-1, 12 сентября 2017 г.

И знаете, что в тот день было приятнее всего? Хоть мы с Денисом и находились в горловине сортировочной станции Лоста, хоть мы и фотографировали электровозы, нам никто и слова грубого не сказал. Представьте теперь эту же ситуацию в 2024 году... Ужас! Но в действительности, секрет был прост. Во-первых, мы ходили только по служебным проходам и не скакали перед движущимися поездами, а во-вторых, придя в этот парк, мы сразу подошли к местным железнодорожникам и обозначили себя, рассказав, что и зачем будем снимать и показав моё удостоверение работника РЖД... Да, я железнодорожник! А вы думали, я просто фиг с горы?

-18

Всё-таки, две фотографии были ради разнообразия сделаны с пешеходного моста. Но что делать теперь, когда все имевшиеся ВЛ60 на станции Вологда сфотографированы по сотне раз, а на часах лишь полдень?

-19

Конечно же, совершить прогулку по городу и сфотографировать там всё, что перевозит пассажиров! Тут вам и троллейбус ШКода 14Тр вологодской сборки... Кстати, такие до сих пор есть в Великом Новгороде, посмотрите про них моё видео. Тут вам и сгоревший ПАЗик... И редкий автобус Мерседес О408, и ВМЗ "Олимп" - автобус в кузове троллейбуса "Авангард", и, наконец, редкий троллейбус Gräf & Stift J09 NGE152 1992 года постройки, который в Вологду был продан из австрийского города Инсбрук в 2007 году. Вы не поверите, но полностью прочитать, а тем более, написать его название, мне настолько лень, так что я его скопипастил. Увы, из всего перечисленного в Вологде остались лишь автобусы "Олимп", так что с точки зрения разнообразия городского транспорта это явно не самый интересный российский город.

Незадолго до отъезда были сделаны несколько фотографий в окрестностях депо Вологда. Наиболее интересным оказался 2ТЭ10В-3491, примечательный своим скруглённым метельником, высоко расположенными буферными фонарями, молдингами под лобовыми окнами и прожектором в "сидении от унитаза" - всё это признаки тепловоза раннего выпуска. Машина стояла на постаменте в депо Вологда в качестве музейного экземпляра, но в мае 2016-го её за каким-то лешим порезали в металлолом, и теперь тепловозов 2ТЭ10В с такой мордой лица у нас в России не осталось... Ироды! Лишь бы всё попилить, продать и пропить!

-21

Вереница зелёных ВЛ80С тоже выглядела весьма приятно. Практически невозможная в современном мире картина, которая раньше не вызывала особого интереса.

-22

А на территории граничащей с депо Вологда базе путевой машинной станции была поймана ещё одна "Вэшка", которая просто стояла, бубня своим дизелем, и ожидала неизвестно чего.

-23

Напоследок - ещё один ЧС4Т приписки депо Киров. И красный и с круглыми фонарями - две уникальные черты в одном локомотиве! Сейчас в депо Киров такой остался всего один, и парочка круглофарых - в корпоративных и очень неуместных на всех Чехсах цветах РЖД.

-24

Мой вердикт Вологде 2015 года: 8 Буйских сине-белых ВЛ60 из 10. Интересного подвижного состава на железной дороге там было предостаточно, только вот поймать это всё не на станции, а в красивых местах за городом было той ещё задачей, которая усложнялась ещё и коротким зимним световым днём.

А секрет успеха прост: вежливость, соблюдение простейших правил техники безопасности и приличия, адекватное общение с людьми, и конечно же, прямая причастность к железной дороге посредством работы в локомотивном депо.

С вами был Блог ЖД Фотографа! Если хотите и можете, поддержите мой канал монетой, подробности - тут.

До скорого! И почитайте, пожалуйста, другие рассказы о поездках за фотографиями поездов.

Путешествия | Блог ЖД фотографа | Дзен