Найти в Дзене
СоХранители

Трагедия верности

Местные жители передают из уст в уста, что во время шторма на берег залива до сей поры выбрасывает фрагменты человеческих тел: 14 февраля 1944 года на территорию Финского перешейка высадился десант в составе 517 человек. "Ночь... Сдержанно гудят моторы маленькой армады. Под и над палубой стоят советские солдаты в особом снаряжении. Шёпот, последние приготовления, повсюду... противохимические костюмы (брюки с помочами и сапогами из одного куска), снаряжение закреплено по-походному, на плечах оружие и боеприпасы. Отборный десант с напряжением ожидает ввода в бой. Впереди показалась тёмная черта - берег... Когда до берега остается 50 м, солдаты молча прыгают в холодную воду и двигаются вброд к морскому берегу. Тихо колыхается вода о резину костюмов. Только слышен сдержанный хруст гравия на морском дне» - так описываются события той ночи в книге «Трагедии верности» Вильгельма Тике. Высадившиеся бойцы с ходу разгромили штаб 227 пехотной дивизии, (оперативная группа генерал-лейтенанта Берл

Местные жители передают из уст в уста, что во время шторма на берег залива до сей поры выбрасывает фрагменты человеческих тел: 14 февраля 1944 года на территорию Финского перешейка высадился десант в составе 517 человек.

"Ночь... Сдержанно гудят моторы маленькой армады. Под и над палубой стоят

Сдержанно гудят моторы маленькой армады. Под и над палубой стоят советские Г.В. Жуков провожает десант /фото из открытых источников/
Сдержанно гудят моторы маленькой армады. Под и над палубой стоят советские Г.В. Жуков провожает десант /фото из открытых источников/

советские солдаты в особом снаряжении. Шёпот, последние приготовления, повсюду... противохимические костюмы (брюки с помочами и сапогами из одного куска), снаряжение закреплено по-походному, на плечах оружие и боеприпасы. Отборный десант с напряжением ожидает ввода в бой. Впереди показалась тёмная черта - берег... Когда до берега остается 50 м, солдаты молча прыгают в холодную воду и двигаются вброд к морскому берегу. Тихо колыхается вода о резину костюмов. Только слышен сдержанный хруст гравия на морском дне» - так описываются события той ночи в книге «Трагедии верности» Вильгельма Тике.

Высадившиеся бойцы с ходу разгромили штаб 227 пехотной дивизии, (оперативная группа генерал-лейтенанта Берлина).

Штаб немцев после нападения советских десантников /фото из открытых источников/
Штаб немцев после нападения советских десантников /фото из открытых источников/

Но далее события развивались не по плану.

Десант попал прямо в гущу войск противника. К сожалению, из-за просчетов при подготовке спецоперации и отсутствия связи после десантирования, в полной мере осуществить поставленные задачи не удалось. И это признавали ответственные за проведение операции командиры.

Среди наших десантников было и семь девушек. Все они выполнили свой воинский долг, их ошибки в провале операции не было.

Из тех бойцов, которые добрались до берега (около четырехсот человек), остались в живых лишь 15. Одни получили сильные обморожения, 7 (по иным источникам 5) смогли выйти к своим, 8 (10) человек были взяты в плен, будучи ранеными.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В 1972 году на месте предполагаемой высадки десанта был установлен памятник. Теперь там шумит березовая роща.

Еловая аллея в память о павших в борьбе с фашизмом /фото из открытых источников/
Еловая аллея в память о павших в борьбе с фашизмом /фото из открытых источников/

Предполагается, что среди горстки уцелевших был и наш земляк Савенков Николай Михайлович.

Он родился 3 ноября 1923 года в деревне Лава Ульяновской области. В Исаклинский район детей Колю, Лизу и Лешу привезла мать Агриппина Душина после того, как умер муж. Было это в начале 30-х. Начальное образование ребятня получила в Рассветской школе, доучиваться ходили в деревню Вечканово.

Перед самой войной Николай пошел в армию, откуда его забрали на фронт. Служил в десантных войсках под Ленинградом. Имел звание сержанта. Во время спецоперации был заброшен в тыл врага: в составе разведгруппы десантировался в тыл к немцам на Финский перешеек. Там отморозил ноги (впоследствии ему ампутировали половину ступней обеих ног).

После госпиталя его комиссовали. Он вернулся в совхоз, работал киномехаником в клубе. В конце 40-х сгорел дом и все военные документы.

В 1966 году Николай переехал с семьей сначала в Красноармейск, затем на 5 отделение совхоза «Ленина» Красноармейского района. Там работал счетоводом. Примерно в 1968 г. перебрался к сыну в г. Жигулевск.

Умер 27 декабря 2003, похоронен в Жигулевске, на Аллее Славы. Имеются военные награды, одна из которых - Орден Великой Отечественной войны II степени.

Николай Алексеевич Савенков, фото из архива Сокской сельской библиотеки.
Николай Алексеевич Савенков, фото из архива Сокской сельской библиотеки.

Как вспоминают его сыновья (Вячеслав, Николай, Владимир), наград было много, но при переездах были утеряны.

Вечная слава героям!