Найти в Дзене
Амбассадор уютного дома

Исторический дом, которому уже 100 лет. Как там все сейчас?

Всем привет! Сегодня посетим одно чудесное место в Тарусе.

В Тарусу мы заезжали прошлым летом, когда возвращались из Калуги. Но тогда и подумать не могла, что здесь есть столетний деревянный дом с историей.

Сад-дендрарий и дом-музей Ракицкого - объект культурного наследия регионального значения и новое культурно-образовательное пространство на карте Тарусы.

В 1929 году советский учёный-агроном и коллекционер, Николай Петрович Ракицкий заложил в Тарусе экспериментальный сад-дендрарий,

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Здесь он занимался акклиматизацией растений из других климатических зон, собрав на территории сада уникальную коллекцию редких экзотических растений.

Николай Петрович Ракицкий в своем саду
Николай Петрович Ракицкий в своем саду

Румелийская сосна, амурская сирень, дальневосточная актинидия, китайский лимонник, бересклет маака и 16 сортов жасминов - вот лишь часть растений из уникальной коллекции агронома.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Будучи коллекционером не только уникальных растений, но и предметов искусства, в 1963 году Ракицкий стал инициатором создания "Тарусской картинной галереи".

В коллекции Николая Петровича было более 200 художественных работ, в том числе работы Поленова, Айвазовского, Кустодиева, Врубеля, работы старых мастеров, а также коллекцию старинного фарфора, стекла и кружева. Все это он передал галерее.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Как известно, Таруса была местом, куда приезжала творческая итиллегенция. Этот дом Ракицкого стал как раз тем местом, в котором они собирались. Семья дружила с семьей Цветаевых, Поленовых и Булгаковых, с Константином Паустовским, Максимилианом Волошиным и Борисом Пастернаком и многими другими талантливыми современниками.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Но последние 50 лет дом и сад пришли в упадок. И в июне 2020 года новой хозяйкой стала известный российский дизайнер Евгения Жданова.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Евгения нашла объявление на сайте ЦИАн и купила этот дом, а потом занялась приведением в порядок интерьеров дома и пригласила известное ландшафтное бюро МОХ для разработки проекта по восстановлению коллекции растений сада

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Дизайнер понимала об исторической и социально-культурной значимости объекта, и решила создать новое общественное культурно-образовательное пространство, продолжая традиции просветительства и творчества, заложенные Ракицким.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Ландшафтная архитектура редко оказывается музейным объектом,а если оказывается, то это обычно королевские парки вроде Версаля или Павловска. Сады - важнейшая часть культурной истории: во всех философских течениях сад - это образ идеального мира и отражение эпохи.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Сад Ракицкого - образ и отражение частной, человеческой истории России ХХ века: истории свободы от условностей, упорного труда, тихого счастья в окружении сада. Место силы для конкретного человека и местного сообщества.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Из интервью Евгении Ждановой

«Конечно, сначала была эйфория. Я была вдохновлена, думала, мы сейчас здесь быстренько все уберем, почистим, помоем. Ощущение «во что же я ввязалась» возникло позже. Кажется, ах какая классная печка, а потом дотрагиваешься — и изразцы отваливаются. Со всех сторон сыпется пыль, потолки и стены забиты оргалитом, полы полуразрушены, окна где-то разбиты – все было в очень удручающем состоянии. В кабинете Николая Петровича протекала крыша, потому что на неё упало дерево. "

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

"Весь дом был завален вещами, которые не имели никакого отношения к Ракицкому, он умер в 1979 году, и сюда, видимо, свозилось что-то ненужное из квартир и дач его наследников. 

При этом фундамент был крепким, и сруб был в неплохом состоянии. Этому поспособствовало то, что в 1941 году, когда в Тарусе почти два месяца стояли немцы, они выбрали этот дом для проживания одного из офицеров. Понятно почему: это был один из самых красивых домов в Тарусе. Перед заселением они дом побелили, и тем самым спасли дерево от жучков. Следы этой побелки кое-где ещё можно разглядеть.»"

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

"Эти двери в кабинет — маленькими створочками — мы очистили, но не стали красить. Хотелось сохранить здесь всё по максимуму «как есть»"-комментирует дизайнер.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

А сам кабинет Ракицкого совсем небольшой, но там есть полноценное рабочее место, кровать, библиотека.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

В доме 1929 года постройки были даже туалет и тёплая вода! Он построил это для своей Софьи, эту печь, где можно залить в контейнер холодную воду, а из крана потечет теплая.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

"Дом сохранил фактуры и предметы из разных эпох: 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е. Тут находишь кофемолку, примус или бидон с надписью «Клубника», там — какие-то тёрки и тазики, какие-то устройства, которые Ракицкий сделал сам, и была находка, похожая на насос велосипедный, но вся в дырочках, и я долго не могла понять, что это такое, пока однажды зашедший к нам в гости Борис Пастернак, внук писателя, не взял его в руки и не сказал, что это — опрыскиватель для деревьев. Мы то и дело проваливались в прошлое, в эту теплую, уютную, какую-то магическую атмосферу. И сейчас мне об этом говорит буквально каждый, кто сюда попадает."

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Из истории Тарусы

В 1955 году здесь в этих местах купил дом Константин Паустовский . Тогда Таруса была без света, дорог, водопровода. Увидев все это, Паустовским было написано письмо в «Правду» — о том, что город и его жители обделены вниманием и до какой степени им здесь тяжело жить, работать и лечиться. Письмо дошло до высоких инстанций, и спустя короткое время в Тарусе уже роют две артезианские скважины, проводят электричество, начинают строить жильё, прокладывать дороги. 

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Переезд Паустовского и результаты его усилий по благоустройству, за которые его боготворил весь город, спровоцировали волну писательского интереса к тихой Тарусе.

фотографии с сайта дома-музея
фотографии с сайта дома-музея

Сюда переехали Белла Ахмадулина со своим мужем, художником Борисом Мессерером. Потом возникла практика посылать сюда выпускников московских художественных училищ, многие из которых здесь приземлились и тоже «проросли», у них здесь появились дети, потом внуки. В пятидесятых же в Тарусу попал Святослав Рихтер, который организовал в городе музыкальный фестиваль.

Про Калугу и Тарусу было совсем недавно видео

О доме-музее

Информация с сайта дома-музея

В мае 2022 года впервые открыл свои двери мемориальный дом, куда можно попасть на экскурсию или даже на настоящее домашнее чаепитие и поиграть в увлекательную настольную «ботаническую» игру, а также стать свидетелями восстановления коллекции уникальных растений сада.

Посещение возможно исключительно небольшими группами согласно расписанию. Все средства, собранные от продажи билетов будут направлены на восстановление коллекции растений сада.

Начиная с 1 июня запланировано проведение тематических лекций по истории ремёсел и промыслов, искусству декорирования, моде и стилю, а также целого цикла авторских творческих мастер-классах, разработанных вместе с тарусскими художниками, ремесленниками и дизайнерами.

Так, например, можно будет научиться создавать гербарии, декоративные панно и гобелены из трав и цветов, предметы декора для сада в технике макраме, модные украшения из натуральных материалов, узнать секреты работы с мозаикой в технике тарусской вышивки или даже оказаться в поп ап мастерской цветочной феи или на лекции по искусству сервировки стола и традициям усадебного застолья.