Найти тему
Алексей ЕКС

"МАСТЕР И МАРГАРИТА" - КИНО О РОМАНЕ

"Мастер и Маргарита"
"Мастер и Маргарита"

Зимний вечер, Москва, почти полный зал кинотеатра, на экране - новая версия «Мастера и Маргариты». ПрОклятая история, которая никому не даёт покоя, и которая у каждого читателя настолько своя личная, что любое отклонение от «фильма в голове» многими воспринимается как личное оскорбление.

Наш профессор литературы в университете Галина Максимовна Шлёнская говорила о Булгакове только с придыханием. Когда роман разрешили к печати (в 1988 году примерно), издательство Красноярского госуниверситета бахнуло его чуть ли не стотысячным тиражом. Чёрная книжка без иллюстраций с буквами на газетной бумаге была в каждой красноярской семье. Это «штрихи к портрету» значимости произведения.

Поэтому создатели нынешнего фильма изначально решили назвать его «Воланд», и это правильный подход, потому что история происходит не в той сталинской Москве, где жил Булгаков, а в размытом нейросетевом сне на тему тех времён. Это котлета по-киевски с начинкой из «Матрицы» и «Atomic Heart». Именно с этим коммунистическим мороком, в котором настоящие только любовь и дьявол, и произойдёт в финале то, что произойдёт. Кайф этой нереальной Москвы в том, что все нарисованные архитектурные проекты на самом деле существовали, но не были реализованы. Циклопический Дворец Советов должен был стоять на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Именно фундамент Дворца Советов и служил чашей открытого бассейна «Москва», вместо которого потом построили храм. Если углубляться, то можно растянуть текст до безобразия, поэтому об архитектуре всё.

Почему же на афише «Мастер и Маргарита»? Думаю, настояли продюсеры. Сейчас не время джазовых вариаций на тему, время чебурашить и холопить кассу. Фильм-то явно дорогой. Но имеет все шансы окупиться и принести прибыль, я в зале от кого-то слышал, что люди пришли на фильм второй раз. Но и рекомендацию «лучше посмотреть сериал» тоже слышал.

Кто главный герой фильма? Роман «Мастер и Маргарита». Он - «ребёнок», родившийся у Мастера и Маргариты, плод их любви, причина многих проблем, но и счастья тоже. Со сцены о романе фильм начинается, со сцены о романе фильм заканчивается.

Перечислять актёров и хвалить их не буду, я не кинокритик. Все хороши - от полностью, на все 18+, обнажённой Маргариты, летящей над Москвой, до не то чтобы эпизодических, а микроэпизодических актёров и актрис. У героев, появляющихся в кадре на 5-10 секунд, есть своя история - от простенькой шутки с буфетчиком, до актёра в пьесе Мастера «Пилат», который на суде говорит «Мы актёры, нам что дают, то мы и играем». Великолепны и детали - горящая в темноте красная литера «М», московское метро, отражаясь в луже превращается в зловеще-кровавую «W» - Woland. Тут тебе и подземка как ад, и перевёрнутая реальность, и кириллица - латиница, сиди, смакуй визуальную метафору.

Не буду касаться и сюжета - вы его прекрасно знаете. Кино - это не «что», а «как». "Как" в данной ситуации это качественно, с большой любовью и уважением к первоисточнику и с большим желанием что-то сказать современникам. Все темы Булгакова теми или иными способами продолжены в наше время. Но это уже на усмотрение каждого отдельного зрителя. Не заметить ироничную шпильку в адрес импортозамещения, пожалуй, будет сложно, а вот почему герои спектакля «Вперёд в будущее» летят именно в 30 декабря 2022 года, с ходу скажет далеко не всякий. Это дата 100-летия образования СССР.

Фильм «Мастер и Маргарита» - богатое, причудливое полотно, которое требует от зрителя внимания к деталям и оставляет послевкусие, которое можно выразить какими-то банальными словами: столетиями, тысячелетиями идёт в жизни у людей какая-то глупая суета, а добро, зло и любовь остаются неизменными. И если добро не способно защитить любовь, то иди ты к дьяволу, Маргарита. Мастер того стОит.

8/10

#каркушкино

#мастеримаргарита