Как тому, кто был никем, стать кем-то?
Как же хочется быть видимым для всех. Правда? Почему твое покрывало невидимости спадает с тебя лишь тогда, когда ты попадаешь в список опасных подростков «взрывников»?
Фильм «тысяча дешевых зажигалок» поднимает много проблем в нашем обществе, но я хочу затронуть лишь одну – буллинг в школе и безразличие окружающих.
Детская преступность – шокирующее явление для многих, которому уделяется, к сожалению, мало внимания. Да, об этой проблеме вовсе не принято говорить громко. Особенно директорам данных заведений. Причины детской преступности зачастую сваливают на проблемы и ошибки в воспитании. Но так ли это? Почему внешне благополучные подростки совершают преступления, как Колокольников в данном фильме?
В действиях таких подростков нельзя обвинять культуры, потому что их действия прямо противоречат превалирующей социальной норме законопослушного применения взрывоопасных предметов.
Играет ли какую-то роль в таких ситуациях общество? Есть такая вероятность, но почему тогда страдают и невинные?
Миллионы детей сталкиваются с неприятием или неудачами, но не прибегают к насилию.
Связь между школьными терактами и депрессией более очевидна. Колокольников считал себя неудачником и завидовал своим сверстникам, которые казались ему счастливее и успешнее в каких-то вещах. Эта зависть часто перерождалась в ненависть, гнев и в конце в мысли о самоубийстве. Это необычное сочетание тяги к убийству и в то же время к самоубийству особенно опасно, потому что трудно предотвратить нападение, когда нападавшему все равно, выживет он или взорвется с бомбой в руке.
Конечно я сейчас пишу очевидные вещи, но я считаю обязанными это указать – все школьные террористы – люди с проблемами. Это абсолютно не обычные дети, которых просто довели травлей до кровавой мести. Не обычные дети, которые просто хотели прославиться. Не обычные дети, которые хотели быть нужными и любимыми не только для своей мамы. Не обычные дети, которые хотели удивить, но выбрали браваду. Это в принципе не обычные дети. Отсюда назревает вопрос – тогда почему, если школьные террористы – многостороннее явление, столько внимания уделяется упрощенным объяснениям вроде издевательств?
Кара за виктимизацию кажется правдоподобным объяснением теракта в школе. Зачем же еще убивать людей, верно? На поверхности все достаточно логично выглядит. Но отвечает ли это на вопрос – почему миллионы других школьников и подростков не идут устраивать бойни за то, что они тоже были в окружении зыбучей психастении, которая затягивает их в эту пустоту с дисфорией. Тем не менее желание отомстить знакомо всем.
Как же жестокое обращение может сформировать ребенка? Среди распространенных – комплексы, депрессия, стыд, зависть, отчаяние и обсессия.
Травмы влияют на сам характер подростка и отношения людей. Из-за этих травм у подростков может появится ощущение ущербности и им намного труднее проявить доверие к другим.
Как экзистенциальный гнев подтолкнул Колокольникова к совершению аберрационному подвигу, так экзистенциональные тревоги толкали и к моральному и физическому самосожжению. Что я имею в виду под «экзистенциальным гневом»? Даная терминология относится к тяжелой депрессии, к осознанию собственной уязвимости, к боли. Колокольников был крайне уязвим для насмешек и отказов из-за вышеупомянутой депрессии и ненависти к себе. Согласитесь, что уверенному человеку проще пропустить мимо себя какие-то издевки и оскорбления, чем нашему Колоколькову, который знает или подозревает, что это данные оскорбления – правда. Если ты уже чувствуешь себя бракованным и неудачником, то любой твой опыт в поддержку данных чувств разрастется в воображении. Поэтому проблема нашего главного героя не просто в том, что его иногда дразнили или отвергали, но в том, что они сами были крайне уязвимы и экспансивны.
В контексте личностной динамики коллекционирование обид можно рассмотреть как аспект мазохизма. Напомню, что люди мазохистского характера фанаты преувеличения своих страданий и помнят все обиды и страдания. Поэтому в данной ситуации мазохизм может привести к жалости к себе, ну или к праведному гневу. Из-за этой самой злопамятности и искажения своих воспоминаний и страданий наш друг наращивал к себе жалость, ярость и чувство ненависти.
Насмешки вызывали у Кости чувство стыда и унижения. Даже если сами издевательства по большей части сидели у него в голове и даже если он сам на них и напрашивался. Следовательно, реагируя на стыд, переполнялся гневом на своих одноклассников.
Еще есть один важный момент в фильме. Костя не просто получал удовольствие от взрывов, когда оставался со своим другом, а узнавал, что на боевых припасах разной формы, снаряженными порохом для поражения живой силы вблизи от места взрыва, стоит социальное положение настоящего «крутого» мужчины.
Если бы Костю поддерживали, понимали и видели его настоящие проблемы, то не было бы оснований полагать, что он станет угрозой для тысячи невинных жизней.