Найти тему

Спасение в искусстве или арт-терапия

Арт-терапия, или лечение искусством – это изображение своей психической реальности, внутреннего пространства со всем прекрасным и безобразным что в нем есть. Это старая практика, издавна используемая художниками. О них часто говорят как о чудаковатых, очень чувствительных людях со сложной судьбой. Изучая их биографии, мы видим, что психика их была возбуждена до степени, часто несовместимой с жизнью.

Мне, человеку выросшему, на советской классике вспоминается яркий момент из фильма «Покровские ворота», когда Лев Евгеньевич, пытаясь покорить сердце Людочки, рассказывает ей о судьбе Камоэнса, Сервантеса, Вийона и других. Она почти плача восклицает:

― Он что, тоже умер?

― Да, его зарезали или повесили.

― Боже... И что, все поэты - вот так?

― Почти.

― Ах! Они все как сговорились.

― Да, Вы правы, есть какая-то загадка...

Очевидно, что «какая-то загадка», о которой говорит Лев Евгеньевич, является закономерностью и заключается в исключительно сильном напряжении и возбуждении психического аппарата людей искусства, которое приводит их к раннему и трагическому финалу. Владимир Семенович Высоцкий сделал в своих стихах очень точное наблюдение:

Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт,

А если в точный срок, так в полной мере:

На цифре 26 один шагнул под пистолет

Другой же — в петлю слазил в «Англетере»

Далее в этих стихах Владимир Семенович, который сам «кончил жизнь трагически», напоминает нам о ранней гибели Маяковского, Байрана и Рембо и других поэтов. Можно предположить, что судьба многих художников, поэтов, артистов предопределилась напряжением их психики и неспособностью справиться с ним. И тогда им на помощь приходило искусство. Ради возможности творить многие из них выбирали крайнюю нужду, безвестность, одиночество.

Давайте прислушаемся, что известные писатели, художники, поэты сами говорят об их творчестве. Джексон Поллок говорил, что «Каждый хороший художник рисует, какой он есть.» Сэмюэль Батлер был более точен: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет.» Можно сказать, что Гюстав Флобер вложил всю душу в свою героиню, когда воскликнул: «Мадам Бовари - это я!» Но точнее будет сказать, что он разместил в ней свои чувства и тяжелые переживания, для того чтобы осознать их. Главный герой «проживает» эмоции своего создателя, трансформирует и возвращает их в удобном для понимания виде. Джексон Поллок страдал от депрессии и алкоголизма, вспышки агрессии чередовались с периодами замкнутости и неуверенности в себе. Он говорил, что во время работы он намеренно расстилал холсты на полу, чтобы почувствовать себя близко к живописи, «буквально быть внутри нее.»

Точнее всего об арт-терапии сказала Фрида Кало: “Я никогда не рисую сны или кошмары, я рисую свою собственную реальность”. Кало сказала, что она рисует не себя, не свои автопортреты, а свою собственную реальность - то есть переживания и чувства

Задачи арт-терапии разные и зависят от степени нарушенности психического аппарата пациента, но можно выделить основные три задачи. 1) Арт-терапия помогает осмыслить свой трудный эмоциональный опыт, понимание собственных чувств и переживаний, их источников и причины. Такое понимание позволяет управлять ими или, по крайней мере, не позволяет чувствами управлять нами. 2) Арт-терапия используется для переживания некоторого эмоционального состояния, в котором человек остро нуждается. Например, измученный тревогой человек может, рисуя умиротворяющий пейзаж, на время погрузиться в его солнечную, теплую и безопасную атмосферу. 3) Арт-терапия поможет исторгнуть из себя непереносимые аффекты и переживания. Есть картины, содержание которых — омерзительные, ужасающие элементы, страшные или отвратительные сцены. Оно было содержанием нездоровой части психики нарисовавшего их художника, который рисуя свои чувства, хотя бы на время исторгает их с себя.

Вид арт-терапии зависит от терапевтической задачи. Наиболее сложной, но наиболее желанной задачей является осмысление своего эмоционального опыта - ее решение позволяет добиться серьезных и долгосрочных успехов. В этом случае можно использовать библиотерапию - написание литературного сочинения, или драматерапию, то есть постановку, в которой автор познает свой эмоциональный мир, создавая сюжет и ведя с героями внутренний диалог. Для детей, которые еще не научились оперировать абстрактными понятиями, этот вариант будет сложноват. Неприемлем он будет и для пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями. Для них оптимальна ИЗО-терапия (рисование), фототерапия (фотографирование), игротерапия, сказкотерапия и так далее.

#арт-терапия #Высоцкий #аффекты #эмоции #психология