Свою встречу с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным министр просвещения Сергей Кравцов пытался представить в СМИ как свою победу и знак доверия к нему со стороны президента. Однако близкие к Минпросу источники сообщают об "упадническом настроении" министра – Путин ему не поверил. Кравцов боится, что его "прокатят" с постом в новом правительстве после выборов.
Кравцов на встрече президентом Путиным заявил, что «чуть-чуть увеличилось количество учителей русского языка, логопедов, дефектологов», так некстати для него вскрывшиеся проблемы с сокращением числа учителей будут решены…
«Чуть-чуть» и обещание решить проблему с «сокращением» (!) учителей, а не с заполнением вакансий – это даёт характеристику нынешнему министру образования лучше всего.
Как оказалось, Владимир Владимирович Путин был вообще не в курсе, что в сфере образования случилась такая нехватка учителей, что приняла масштаб национального бедствия. Об этом он узнал в ходе ежегодного заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, где с докладом выступила уполномоченный по защите прав детей в Ульяновской области Екатерина Сморода. Все то, что она озвучила, было для В.В. Путина неожиданностью. Если судить по его реакции. Сморода его просто огорошила:
«Система находится, можно сказать, в стрессе, хотя и старается особо не подавать вида. Дефицит учителей в школах составляет 250 тысяч, и это расчёт только в вакансиях. Отток колоссальный, учителя порой вынуждены трудиться, что называется, за троих, совмещая при этом не только преподавание по своему профилю».
Дальше она перечислила несколько десятков проблем, которые и влияют на такое состояние дел в образовании. Это и колоссальная нагрузка на педагогические кадры, и невысокий уровень зарплат, особенно в некоторых регионах, и безумные требования к педагогам со стороны Министерства просвещения и других органов государственной власти, и бесправие учителей, закрепленное в Законе РФ "Об образовании", породившем опасное явление под названием "яжемать".
Видимо, в аппарате президента, готовившем его встречу с министром Кравцовым, посоветовали тому «осветить» проблему с кадрами в сфере образования. Однако, кроме «чуть-чуть» сказать Кравцову было нечего. И В.В. Путин, который старается быть предельно конкретным, вряд ли пропустил "мимо ушей" такую вопиющую некомпетентность министра.
Кравцов на встрече с Путиным продолжал выкручиваться. Всё та же Сморода проинформировала Владимира Владимировича, что конкурс в педагогические вузы практически отсутствует, а после его окончания далеко не все идут в школу. Кравцову надо было что-то отвечать президенту, и он опять принялся наводить тень на плетень.
«Сегодня в педагогические вузы поступают не как когда-то ранее, по остаточному принципу, сегодня конкурс на некоторые специальности составляет десять человек на место, это очень важно, эту тенденцию мы продолжим и в следующем году».
Само же Министерство просвещения установило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в педагогические вузы на 2024 год. Тем, кто идёт в педвуз, теперь по русскому языку и обществознанию необходимо набрать всего 42 балла, по математике, физике, биологии и химии — 39, по истории — 35, по литературе и географии — 40, по информатике — 44.
Сумма баллов выходит меньше, чем для абитуриентов, поступающих в технические вузы. Это вызвало дискуссии о "проблемах в школе". А когда их не было? Низкий балл сообщает о невысоких критериях набора. Значит, планка в отношении подготовки будущих учителей заметно снижена.
Если критерии завысить, то будет недобор. Если одиннадцатиклассник набрал на ЕГЭ меньше указанного минимума, его не возьмут, даже если останутся свободные бюджетные места.
Отчего такие низкие баллы "на вход"? Учителя констатируют кадровый голод в и нежелание выпускников педагогических вузов идти работать в школы. Из-за маленьких зарплат, выгорания, обилия нагрузок и низкого престижа профессии. Это претензия к буржуазным чиновникам, заявляющим, что образование - это обычная услуга, а не стратегически важная для государства и общества сфера воспитания и подготовки будущих поколений. Этим в своё время отметился бывший президент и премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев. Такая идеология не могла не привести к столь плачевному результату. Получите - распишитесь. Хоть Кравцов и заявлял, что власти предпринимают усилия по возвращению воспитательной функции в образование, возвращению престижа педагогов - но результаты пока не очень.
Ныне снова обсуждается инициатива по допуску к преподаванию в средней школе людей без высшего образования. При более-менее приличных показателях средних зарплат учителей в некоторых регионах (эти цифры у многих вызывают горький смех) в 75 регионах РФ оклад школьного учителя не дотягивает даже до минимального размера оплаты труда, а в 40% регионов составляет даже меньше половины МРОТ. Программа «земский учитель» забуксовала. А дети больше не мечтают работать учителями.
Чтобы как-то прожить при столь низких окладах, педагоги работают на полторы-две ставки, ведут кружки, занимаются репетиторством. Не стоит заблуждаться, что учитель в школе отчитал свои четыре-пять уроков в день и свободен. На него ложится очень большая нагрузка помимо уроков. В последние годы она резко выросла из-за возросшего документооборота. Бюрократия при капитализма давно заткнула "за пояс" ту, что была при социализме. Люди устают, ищут другую работу и увольняются. Руководители школ зачастую даже не ищут замену, а предпочитая "разбросать нагрузку" по оставшимся, чтобы отчитаться о выполнении указов по зарплате.
Проблемы в системе образования капиталистической России копились годами. Вечно улыбающийся министр Кравцов не затем рвался в министерское кресло, чтобы эти проблемы решать. Он рад бы и до пенсии просидеть, если бы позволило законодательство.
Как Вы думаете, уважаемый читатель, сколько ещё Кравцов будет заниматься министерское кресло? Останется он на посту или его выпнут из правительства после выборов президента РФ 17 марта?