Найти тему
Читающий Чиж

Путешествие к себе «Ночным поездом на Лиссабон»

Продолжая тему осмысления жизненного пути, которая, судя по вашим откликам в комментариях, оказалась особенно интересной, вспомнила о книге Паскаля Мерсье «Ночной поезд на Лиссабон». Впечатления от этой книги у меня настолько приятные, что, спустя год после прочтения, мне опять захотелось ее перечитать.

Основная тема книги – поиски себя и осмысления жизни, честности с самим собой, возвращения к себе.

Сюжет книги необычный. Раймунд Григориус, швейцарский профессор древних языков, переживает кризис половины жизни. Он задумывается о том, что мог бы прожить свою жизнь по-другому. Однажды он спасает португальскую женщину от самоубийства на мосту и находит у нее книгу, написанную португальским автором Амадеу ди Праду, о сопротивлении диктаторскому режиму Антонио ди Оливейра Салазара. Полностью поглощенный книгой, главный герой отправляется в Лиссабон, он хочет узнать больше о жизни Амедеу. Он исследует его жизнь, пытается его понять, в процессе чего меняется и сам.

Несмотря на то, что сюжет может показаться весьма динамичным, это не остросюжетная книга, а скорее философско-психологическая. Обилие глубоких философских размышлений Амедеу – украшение книги и ее главная ценность.

Именно поэтому это книга о словах. О словах, которые рождаются где-то в недрах нашего сознания и определяют наши мысли, привычки, поступки, каждый наш шаг и всю нашу жизнь в целом. О словах, которые могут спасти и больно ранить, о словах, что порой звучат как песня, а порой – как приговор, о словах, спасающих жизнь и дарующих смерть.

Для Грегориуса слова – это дар, дар бесценный и удивительный. Не случайно он посвятил им всю свою жизнь, став специалистом по древним языкам. Даже в его прозвище «Мундус» словно заключён целый мир, сотканный из слов. И в этом мире Грегориусу живётся очень уютно и комфортно ровно до тех пор, пока на его жизненном пути не встречается парочка португальцев. Она – несостоявшаяся самоубийца с моста. И он – «золотых слов мастер», автор книги размышлений на самые разные темы.

Этот роман – путешествие вглубь себя, к себе настоящему.

К слову, не случайно главный герой уезжает в Португалию ночью: он еще в темноте – запутался в жизни и в себе. Он отправляется в путешествие по судьбе Амадеу, которая, как оказалось, была тоже скрыта от глаз посторонних, и постепенно он открывает главные повороты его жизни. Причем он сам толком не знает куда и зачем он идет (сначала просто из кабинета, а потом и из страны) – просто каждый шаг указывает куда идти дальше. Дорога возникает под шагами идущего...

Искренний интерес постороннего человека (Грегориуса) вдруг поднимает глыбу воспоминаний и дает возможность стареющим людям (всем кто знал Амедеу) переосмыслить многое, дарит надежду и радость воспоминаний, согревая последние их годы.

В процессе чтения я часто ловила себя на мысли, что и я так живу: жизнь как будто скрыта от меня самой – спешу жить, не замечая ее.

Главный вопрос, который ставит автор перед читателями – почему Грегориус нашел единомышленника и родную душу в человеке, который давно умер и жил за тысячи километров от него? По мере прочтения мы находим ответ на этот вопрос.

Этот роман понравится тем, кто любит тихое, размеренное повествование и философские темы. Здесь мало действия, мало диалогов, но много размышлений. В том числе, размышлений о Боге. Но Он здесь показан сложной Личностью, режиссером, иногда даже самодуром: о Нем спорят, Его отрицают, к Нему обращаются.

А еще эта книга о душе, причем одной душе, принадлежащей двум героям – Раймунду и Амадеу. Сначала с этой душой жил Амадеу, но однажды он перестал верить в неё. Он назвал душу фикцией, которую придумали люди, для объяснения своих безрассудств. И душа улетела, и долго блуждала по Свету, пока не обрела свою суть в Раймунду. И именно душа вела его в Португалию, именно она направляла его, дарила ему жизнь. А до того, как Раймунду обрел эту душу, он был всего лишь сухим Папирусом.
Здесь все не то, чем кажется на первый взгляд и это делает эту книгу еще более ценной.

Пожалуй, каждый читатель здесь найдет свое — именно то, что нужно его душе именно сейчас.

Поскольку слова имеют в этом романе ключевую роль, приведу немного цитат из нее:

«Жизнь — это не то, что мы проживаем; она то, что мы живем в нашем представлении».
«Требования, которые нам предъявляет жизнь, все вещи, с которыми мы должны разобраться, слишком необъятны и мощны, чтобы наши чувства могли выстоять под их напором».
«Очертания родительских желаний и страхов раскаленным стилом пишутся в души малюток, а они пребывают в полной беспомощности и незнании, что с ними творят. Нам требуется целая жизнь, чтобы найти и расшифровать выжженный текст, но и тогда мы не будем уверены, что правильно поняли его».
«Мы не должны, вздыхая, претерпевать разочарования, как нечто, без чего наша жизнь стала бы лучше. Мы должны их отыскивать, выслеживать, собирать».

«Тот, кто действительно хочет знать, кто же он есть на самом деле, должен стать неутомимым, фанатичным коллекционером разочарований. И собирательство этого опыта должно стать манией, страстью всей его жизни, поскольку у него с отчетливой ясностью стоит перед глазами, что разочарование — это не жар разрушительного яда, разочарование — это успокоительный бальзам, утишающий жар. Он очищает глаза, чтобы они видели истинные контуры нас самих».

«Есть «люди читающие» и «другие». К какой из категорий относится человек, видно сразу. И нет большего различия между людьми, чем это...»

«Палачи — что те, во времена инквизиции, что нынешние, — они хорошо знают: не давай человеку возможности уйти в себя, ни на миг не оставляй в уединении, не выключай свет ни днем ни ночью, лиши его сна и покоя — и он заговорит. Пытки крадут наши души тем, что не дают остаться наедине с собой, а это нам нужно как воздух, чтобы дышать».

«Имена — лишь невидимые тени, в которые нас облачают другие, а мы — их».
«Иногда боишься чего-то из-за того, что боишься чего-то другого»

«Миллион упущенных возможностей перед лицом вечности ничто»

«Почему ты никогда не даешь отпор в жизни, когда так замечательно делаешь это в своей игре?» — не раз и не два задавала ему вопрос Флоранс. «Потому что считаю это глупостью, — отвечал он. — Человеку хватает и сражений с самим собой».

«Бездельники — это авантюристы перед лицом смерти, крестоносцы, сражающиеся с диктатом спешки».


И в заключение добавлю, что роман экранизирован и главную роль там сыграл Джереми Айронс. Фильм отличный, но книга лучше, поэтому рекомендую смотреть его после прочтения).

Делитесь в комментариях – читали роман? Как впечатления?