Мы прослеживаем с вами путь, который прошёл Авраам. И как нам говорит Е. А. Авдеенко, Авраам шёл от веры к вере. Путь не простой для всех верующих, но тот, кто хочет прийти к вере, должен дать Богу доступ к себе.
"Приготовьте путь Господу, прямыми сотворите стези Его".
И ещё есть одно затруднение на пути к вере, и Авраам его преодолел. Когда человек что-то слышит верой, это сразу становится испытанием его веры, потому, что вера должна проявляться в делах.
Как Авраам наставлялся в вере и как получал её вместе с обетованием. Сегодняшняя лекция об этом - "Вера с обетованием".
Но, удивительное дело, когда Господь человека призывает, одновременно он ему что-то и обещает. Такой акт можно объяснить необходимостью взаимности. Человек должен отвечать на призыв Бога.
Авраам встаёт и идёт туда, куда и сам не знает, но конечная точка его пути все же известна.
Нам же нужно уяснить себе не очень простую и не очень понятную для многих вещь, - именно в Аврааме начинает возрождаться церковная жизнь.
Из библейской истории мы знаем, что Церковь Божия может выражать себя в трёх разных формах общности человеческой.
1. Семья или род. (В родовой форме мы видим церковь от Сифа до Ноя. Когда же говорим о семье, то это семья от Авраама до сыновей Иакова).
2. Когда евреи вышли из Египта - это уже был народ, который нёс в себе церковь.
3. С приходом Христа на землю - появляется Церковь Вселенская.
Помещая Авраама во временя Всемирной истории, Господь говорит ему: " Я сотворю тебя в народ".
И действительно, даже во времени земной истории мы можем наблюдать, как семья Авраама входит в землю ханаана и превращается в церковь, и лишь затем возникает этнос (народ).
И будет этот народ - великим, одним из иных народов, что возникли после вавилонского столпотворения. Но только не величие будет их отличительной чертой, в этом народе зазвучит особое имя.
Господь помещает человека - Авраама во время Всемирной истории, и говорит ему: «Я сотворю тебя в народ». Это означает, что сначала семья Авраама войдёт в землю ханаанскую и там она станет церковью, а затем семья Авраама превратится в народ (этнос, гой). Именно в этом народе и зазвучит новое имя.
Вы, наверное, помните, что в мировой истории Церковь и Вавилон - это оппозиция. Вавилону противопоставляется народ, который несет в себе церковь. И если библейский Вавилон призывал к греховному движению для сотворения себе нового имени, то в народе, который несёт в себе церковь, Бог отмечает имя человеческое, такого человека, как Авраам.
Господь говорит именно Аврааму: «возвеличу имя твоё». Не о народе еврейском говорит Господь, а о самом Аврааме, имя которого будет сохранено евреями. Через Авраама, через его имя, обозначается не народ, а – церковь, которую еврейский народ в себе понесёт.
Поэтому ап. Павел и говорит: «Верующие – суть сыны Авраама». Это одно из важнейших положений христианского богословия. И если вера – это испытание, то благословение – сила.
Господь сказал Аврааму: «И сотворю тебя в народ великий, и благословлю тебя и возвеличу имя твое и будешь благословен. И благословлю благословляющих тебя, и хулящего тебя прокляну. И благословятся в тебе все племена земли».
Как всегда, подробное изложение сегодняшнего урока в лекции Е.А. Авдеенко «Вера с обетованием».