Информация про кардиоренальные взаимные влияния и развитие порочного круга поражений каждой из систем при нарушениях в одной из них хорошо известна. Наряду с ожирением, нарушением углеводного и липидного обменов эти состояния относятся к тем, в развитие и поддержание которых вносит вклад хроническое неинфекционное воспаление.
В последнее время к развитию и поддержанию ХБП относится ещё и изменение микробиома при развитии почечной патологии.
И хотя он [микробиом] индивидуален у каждого практически также, как отпечаток пальца, а количество населяющих нас микроорганизмов исчисляется сотнями миллионов видов (*и даже больше), учёным удалось выявить определённые общие черты его изменения у лиц с ХБП и непосредственные механизмы взаимного влияния в оси кишечник-почки.
Например, в этой статье [doi: 10.3390/nu15020360] авторы указывают на то, что накопление продуктов метаболизма микроорганизмов микробиоты (в частности, indoxyl sulfate, p-cresyl sulfate, indole-3 acetic acid, trimethylamine N-oxide (TMAO), and phenylacetylglutamine), в крови приводит к нарушению целостности эндотелия, резистентности к инсулину и активации ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, что в свою очередь приводит как к первичному поражению почек, так и поддерживает уже имеющееся почечное повреждение.
Доказано также, что продукты азотистого обмена при ХБП напрямую влияют на изменение микробного состава кишечника, что приводит к порочному кругу в виде поддержания хронического воспаления и прогрессированию ХБП.
На мышиных моделях показано, что трансплантация стерильного фекального фильтрата, содержащего определенные бактерии, может разлагать продукты азотистого обмена и улучшать повреждение почек и их фиброз.
Авторы другой статьи [doi: 10.1007/s40620-022-01560-1] демонстрируют вклад изменения микробиоты в возникновение белково-энергетической недостаточности при ХБП за счёт воспаления и поддержания уремии. Исследования кахексии при онкологии, старении показывают, что модификация микробиоты кишечника с помощью физических упражнений или диетических средств, включая нутрицевтические добавки с пребиотиками, пробиотиками и синбиотиками или постбиотиками (специфическими продуктами из живых бактерий), может улучшить маркеры мышечной атрофии; однако эти исследования проводились в основном на животных моделях, и на сегодняшний день проведено мало клинических испытаний на людях.
В настоящее время установлено, что у пациентов с ХБП наблюдаются изменения в микробиоте кишечника с увеличением общего количества преимущественно протеолитических бактерий (Proteobacteria), которые поддерживают синтез азотистых соединений, и снижение относительной численности бактерий типов Firmicutes и Actinobacteria.
Микробиота кишечника пациентов с ХБП может отличаться не только от здоровых людей, но и в зависимости от типа заместительной почечной терапии.
А в этой работе [doi: 10.3390/nu15020360] исследователи произвели анализ крупных баз данных по микробиоте с использованием менделевской рандомизации, чтобы определить причинно-следственную связь между заболеваниями почек и кишечными бактериями:
А есть ли известные внешние факторы, которые также оказывают влияние на микробиоту и могут быть подвластны нашему влиянию пока разрабатываются меры безопасного воздействия на системное небактериальное воспаление?
Доказанное негативное воздействие на микробиоту оказывают (источник:doi: 10.1152/ajprenal.00298.2018):
- недостаточное количество клетчатки в рационе (снижение потребления клетчатки является одними из наиболее распространенных факторов, которые связаны с избыточным бактериальным ростом и дисбиозом)
- избыточное употребление рафинированных и ультра переработанных продуктов
- большое содержание соли (сообщалось об уменьшении количества нескольких видов бактерий, в том числе представителей рода Lactobacillus, у мышей, которые находились на питании с высоким содержанием соли)
- и мало подвижный образ жизни.
Факторы, повлиять на которые с целью улучшения микробиоты, при желании под силу каждому человеку.
С пожеланием здоровья,
Марина Александровна.
*Активные ссылки на статьи-источники указаны внутри текста публикации.