Найти тему

История Леонида Соловьева и его рассказа о Ходже Насреддине

Оглавление

Может ли немусульманин написать о Востоке так, чтобы это было правдиво, живо, увлекательно? Чтобы каждый, начав читать, почувствовал ароматы восточных пряностей, услышал голос муэдзина, возглашающего азан с вершины минарета, побеседовал с дервишами на рыночной площади, побывал во дворце султана. Да. Одним из таких удивительных рассказчиков был писатель Леонид Соловьев (1906-1962), создавший классические произведения о Ходже Насреддине «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц».

Ходжа Насреддин

«Огромный, добрый, наивный, вечно воодушевленный…»: Такими словами описал Леонида Соловьева писатель Юрий Нагибин. Это звучало словно характеристика, данная самому Ходже Насреддину. Во многом писатель походил на своего героя.

Леонид Соловьев родился в 1906 году в Триполи, в Ливане. Его отец был инспектором русских школ. Семья вернулась в Россию, в Самару, когда мальчику было три года. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, в стране начались революционные события, Гражданская война. Спасаясь от голода, разразившегося в Поволжье, семья Леонида Соболева в 1921 году перебралась в Коканд. За год до этого Красная армия, после жестокого противостояния, сумела выбить из Коканда басмачей Мадамин-бека и теперь город стал столицей советской Ферганской области. В те годы Коканд был крупным экономическим и финансовым центром Туркестана, до революции в Коканде было больше банков, чем в Ташкенте. Поэтому Коканд был центром притяжения для многих беженцев из охваченных Гражданской войной районов.

Коканд

Здесь, в Коканде, Леонид Соловьев окончил школу, начал журналистскую карьеру. Он путешествовал по Туркестану, собирал народные сказания и легенды, печатался в газете «Правда Востока». Так, постепенно, он собрал около трехсот историй и сказаний о Ходже Насреддине.

В 1940 году вышла его первая книга о знаменитом дервише, мудреце и хитреце, сражающемся с людскими пороками, под названием «Возмутитель спокойствия». Книга моментально стала популярной благодаря незаурядному литературному таланту автора и была переведена на европейские языки. Чуть позже, во время войны, была сделана первая экранизация под названием «Насреддин в Бухаре».

Свою вторую книгу о Насреддине Леонид Соловьев написал в сталинских лагерях, куда был заключен по ложному доносу. «Очарованный принц» получился более философским, рассудительным, грустным. Тем не менее, и эта книга завоевала читательские симпатии и любовь. Ходжа Насреддин Леонида Соловьева стал классическим воплощением этого образа в литературе.

«Возмутитель спокойствия»

В конце 1970-х годов в Советском Союзе, где был вечный дефицит популярных книг (все полки книжных магазинов были заставлены никому не нужной агитационной и «политически корректной» литературой о передовиках производства и «знатных доярках»), ввели программу, по которой, сдав 20 кг. макулатуры, гражданин получал талон на приобретение одной дефицитной книги, которую специально для этого печатали огромным тиражом. И вот, среди приключенческих книг Дюма о «Трех мушкетерах» и «Графе Монте-Кристо», появился том Леонида Соловьева с романами «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц».

Многие открывали этот том с неохотой. Что может этот иноверец знать о Востоке?

Как раз в то время появилась доктрина Эдварда Саида об «ориентализме», согласно которой Запад «придумал себе несуществующий Восток». В общем, во многом так оно и было. Кому же хотелось читать очередную «клюкву» о мусульманском мире? Каково же было удивление многих, когда никакой «клюквы» в романе не оказалось. Это был настоящий мусульманский Восток, тот Восток, который автор увидел, впитал и полюбил в Туркестане, тот Восток, с которым он сроднился. Не зря же Леонид Соловьев называл себя «дервишем» и говорил, что у человека не должно быть ничего лишнего – только «жизнь, располагающая к мудрости». Эти слова вполне могли бы прозвучать из уст суфийского муршида.

-3

Если статья была полезна для вас, подписывайтесь на нас здесь и на других платформах (везде эксклюзивный контент):