Найти тему
Слово Истины

Четыре всадника Апокалипсиса

В 5-й главе книги Откровение Сидящий на престоле (Бог Отец) передает Агнцу (Богу Сыну) свиток, запечатанный семью печатями. Данный свиток подтверждает право на владение Землей, право воцариться над ней. В результате грехопадения князем этого века стал сатана, человек уступил ему власть над Землей, изначально полученную от Бога. Своим искупительным подвигом Христос не только обеспечил спасение всем, кто уверует в Него, но и завоевал право управлять Землей. Раскрывая свиток и снимая с него печати, Христос обрушивает Свои суды на непокорное человечество периода скорби. Он забирает власть у дьявола, антихриста, лжепророка и всех служащих им. И, таким образом, Христос приближает и воплощает Свое воцарение над Землей, которое осуществится при Его Втором Пришествии. В 6-й главе книги Откровение описывается снятие шести печатей, а 8-яглава повествует о снятии седьмой печати. В данный момент наше внимание будет привлечено к четырем всадникам Апокалипсиса, представленным в 6-й главе.

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр. 6:1–8).

Как правило, размышляя о будущем, люди надеются на лучшее. Празднуя наступление Нового года, в мире принято желать друг другу здоровья, богатства, успеха и благополучия. Политики любят рисовать картины светлого будущего. Соответствуют ли эти надежды учению Библии? Библия утверждает, что Церковь будет вознесена от Земли, и после этого человечество ожидает ужасный семилетний период скорби, излияние гнева Бога, которое завершится Вторым Пришествием Христа.

Согласовывая стих 27 из 9-й главы Книги пророка Даниила, 24-ю главу из Евангелия от Матфея и 6-ю главу из книги Откровение, можно сделать вывод, что суды первых четырех печатей связаны с первой половиной скорби. Изучая последнюю книгу Библии, узнаем, что пятая и шестая печати также относятся к первой половине скорби, но осуществятся ближе к середине семилетия. А седьмая печать, включающая в себя суды труб и чаш – это вторая половина скорби, которая завершится Вторым Пришествием Христа.

Как только Церковь будет восхищена, на Земле начнут разворачиваться драматичные события.

I. Первая печать – обольщение миром и безопасностью

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить (Откр. 6:1–2).

«…Агнец снял первую из семи печатей…». Вскрывая печати, Иисус начинает череду эсхатологических судов, предваряющих Его возвращение. «…И я услышал…» – апостол Иоанн указывает на себя. «…Одно из четырех животных…» – речь идет об одном из четырех херувимов, находящихся вблизи Божьего престола на Небесах (Откр. 4:6–8). «…Говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» – повеление херувима звучит пугающе и величественно, словно раскаты грома.

«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить». Что же означает данное видение? Кого следует понимать под всадником? Некоторые толкователи считают, что всадник на белом коне – образ Иисуса Христа, потому что в 19-й главе книги Откровение Господь представлен восседающим на белом коне.

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих" (Откр. 19:11–16).

Римские военачальники, одержав победу, с триумфом въезжали в Рим на колесницах, запряженных белыми конями, за ними следовали их доблестные воины, которые несли трофеи и вели пленных. Белый конь – символ победы. Мы считаем, что всадника 6-й главы нельзя отождествлять с Христом, Который является всадником 19-й главы. Основная причина состоит в том, что Христос вернется в конце семилетнего периода скорби, о чем и сказано в 19-й главе. А первая печать – это начало скорби. Между всадником 19-й главы (Христом) и первым всадником 6-й главы есть определенные отличия. Всадник 6-й главы имеет на голове «венец» (греч. сте́фанос) – «венок победителя». А Христос в 19-й главе обладает диадемами – царскими коронами (Откр. 19:12). У всадника 6-й главы – «лук», а у Христа из уст исходит «меч» (Откр. 19:15). Всадник 6-й главы не обагрен кровью, значит, войны еще нет, на Земле мир и безопасность. А Христос «…облечен в одежду, обагренную кровью» (Откр. 19:13), это кровь Его врагов. Он выиграл все битвы. При Втором Пришествии все Его враги повержены. Ясно, что всадник первой печати, – это не Христос. Тем более что Христос Сам снимает печать, предоставляя действовать первому всаднику 6-й главы.

Есть мнение, что всадник первой печати – это антихрист, выходящий на мировую политическую арену. На наш взгляд, это очень близко к истине. Но, если говорить точнее, то правильнее ассоциировать первого всадника не с самим антихристом, а с обманчивым миром и безопасностью, которые установятся благодаря его деятельности в начале скорби, тем более что остальные три всадника указывают не на определенных личностей, а на события мирового масштаба. Итак, первый всадник – это не Христос, не антихрист, а символ краткого мира в начале скорби, потому что всадник выглядит как победитель (белый конь, венец победителя), но его лук не имеет стрел, и его одежды не обагрены кровью. Это победа на дипломатическом уровне, бескровная.

Семилетний период скорби начнется с того, что антихрист, глава одной из могущественных держав Запада (наследницы Римской империи), заключит мирный договор с Израилем сроком на семь лет. «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:27). Благодаря этому договору на Ближнем Востоке, в центре террористической активности, нескончаемых боевых действий, наступит долгожданный мир. Этот мир окажет влияние на все человечество, станет сулить окончание противостояния между арабами и евреями, между сторонниками ислама и иудаизма. Ложная церковь, оставшаяся на земле после восхищения избранных, поддержит антихриста в его стремлении к миру. Наконец, будет объявлено, что с религиозной враждой, как с основной причиной терроризма, покончено. Вероятно, мечты о безъядерном мире воплотятся.

Мирные инициативы антихриста вызовут восторг большей части человечества, принесут надежду на светлое будущее без войн, огромных затрат на устранение их последствий, на содержание армий и закупку нового вооружения. Например, в 2018 году во всем мире на вооружение, только по официальным данным, было потрачено более одного триллиона восьмисот миллиардов долларов. В 2019 году расходы на вооружение не сократились, а только увеличились. Этой суммы достаточно, чтобы постоянно кормить более восьмисот миллионов голодающих человек на нашей планете. Чтобы построить крупную больницу в России на 400–600 коек, необходимо от шести миллиардов рублей и выше – это около ста миллионов долларов. Если средства, ежегодно расходуемые в мире на вооружение, тратить, например, на строительство медицинских учреждений, то каждый год можно строить по сто восемьдесят тысяч крупных больниц. Это более чем по семьсот зданий в каждой из двухсот пятидесяти стран мира и это гораздо больше, чем вообще необходимо (стоимость возведения больницы и ее оснащение отличается в разных частях мира, но мы берем среднюю стоимость строительства больницы в нашей стране). Сокращение расходов на вооружение приведет к резкому росту мировой экономики.

Обещание мира во всем мире – это обещание найти решение для устранения всех основных проблем, угрожающих человечеству: голод, болезни, экономические кризисы. Мир и безопасность усыпят бдительность людей, принесут временный покой, но вскоре начнутся страшные войны. Исполнится сказанное апостолом Павлом: «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба...» (1 Фес. 5:3).

II. Вторая печать – войны, охватившие Землю

И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр. 6:3–4).

Как затишье перед бурей, так и ложный мир в начале семилетия скорби – это предвестник войны. Удивительно, но самые страшные войны разгорались именно тогда, когда многие были уверены, что боевые действия невозможны. Перед Первой мировой войной, унесшей семнадцать миллионов жизней солдат и мирных жителей, большой популярностью пользовалась книга английского публициста и писателя Нормана Энджелла «Великая иллюзия». В ней автор убедительно доказывал, что большая война невозможна, она никому не выгодна, потому что победитель пострадает от нее так же, как и проигравший, и ни одно правительство не пойдет на такие потери. Другие говорили, что вечный мир должно оберегать новое оружие – пулемет, потому что потери от его огня столь ужасны, что ни одна из цивилизованных стран не решится развязать войну. Так было и перед Второй мировой войной, унесшей, по разным оценкам, от пятидесяти до восьмидесяти миллионов жизней, в том числе и гражданского населения. До последнего момента лидеры западных государств, особенно Британии и Франции, верили заверениям Гитлера, что войны не будет.

Апостол Иоанн описывает начало войны, неожиданно охватившей Землю. Господь Иисус снимает вторую печать, и Бог властно забирает мир с Земли. Вообще, война ─ это не хаотичное стечение обстоятельств, а наказание грешников от Бога. Вспомните Ветхий Завет, сколько раз Господь наказывал Свой непокорный народ, посылая на него языческие армии.

«…Второе животное…» (второй херувим, находящийся вблизи Божьего престола) призывает Иоанна: «…иди и смотри…», и перед взором апостола предстает следующая картина: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». «…Конь, рыжий…» (греч. пурро́с), огненно-красный, темно‑оранжевый – это указание на кровопролитные войны. «…Дано взять мир с земли…». Кем дано? Антихристом? Сатаной? Нет, это суд от Бога. «…И чтобы убивали друг друга…», «убивать» (греч. сфа́дзо) ─ «закалывать, зарезать» – указание на насильственную смерть.

Благодаря действию Божьей благодати, сдерживающей расширение сил зла на Земле, существуют добрые человеческие отношения между неверующими: друзьями, соседями, коллегами. Люди различных национальностей, религиозных взглядов, культур и традиций живут в мире между собой. Но после снятия второй печати, Бог уберет Свою благодать и человечество погрузится в военные конфликты между народами, убивая друг друга. «Меч» (греч. ма́хаира) имеется в виду короткий римский меч, которым наносили смертельные удары. Меч назван большим, что указывает на множество жертв. От бескровных, дипломатических побед антихрист сразу же перейдет к военным действиям, Землю охватят вооруженные конфликты, которые не закончатся до возвращения Христа. Книга пророка Даниила ясно говорит о войнах, которые станет вести антихрист (Дан. 11:40–45). Также в Евангелии от Матфея 24:7 Христос предсказывал эти события: «…ибо восстанет народ на народ, и царство на царство…».

III. Третья печать – всеобщая нехватка продовольствия

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай (Откр. 6:5–6).

Как известно, война разрушает все основные отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, финансовую систему, транспорт, торговлю и другие. Следствием войны, как правило, становится нехватка продовольствия и голод. В Евангелии от Матфея 24:7 написано: «…и будут глады, моры и землетрясения по местам…». Если сегодня голодает каждый девятый житель нашей планеты, в основном в Азии и Африке, то в результате действия третьей печати нехватка продовольствия распространится по всей Земле. Христос снимает третью печать, и третье животное (третий херувим) призывает Иоанна: «иди и смотри». Теперь перед апостолом предстает «конь вороной» (греч. ме́лас) – «черный, мрачный». Этот цвет символизирует голод, являющийся инструментом наказания в руках Бога.

Каким образом человечество ощутит нехватку продовольствия в дни скорби? Об этом мы узнаем из следующих слов Библии: «…хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий…». Всадник имел «…меру в руке своей» – это означает, что будет введена какая-то система ограничения на получение продуктов питания. И в этом нет ничего нового. Во время Первой и Второй мировых войн карточная система была введена в ряде воюющих государств. В бывшем СССР карточная система действовала вплоть до 1947 года. В дни скорби продовольствие будет распределяться среди населения следующим образом: «…хиникс пшеницы за динарий…». «Хиникс» – мера измерения сыпучих тел – около одного литра, это количество составляло средний дневной рацион человека. «Динарий» – это римская серебряная монета, равная средней оплате труда за один день. Работая целый день, человек едва сможет прокормить себя, ни о каких других покупках не может быть и речи. Средств на то, чтобы кормить других членов семьи не останется, поэтому придется перейти на более дешевый ячмень вместо пшеницы: «…три хиникса ячменя за динарий…». Ячмень обычно применяется для откорма животных, он менее питателен, чем пшеница. Один работающий человек сможет прокормить еще двоих иждивенцев: детей, инвалидов или пожилых родителей, остальные умрут от голода.

Массовый голод известен с древних времен, о нем сказано еще в первых книгах Библии. Вспомним, как братья Иосифа пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Такие времена, как правило, наступают вследствие войн и неурожая. В Средние века на территории Европы на каждые 8–10 урожайных лет выпадал один неурожайный. Шесть миллионов человек умерло от голода в Советской России в 1921–1922 гг. В СССР 1932–1933 гг. были голодными годами, унесшими жизни от двух до восьми миллионов человек, а по некоторым оценкам – до десяти миллионов.

Во время нехватки продуктов питания многое меняется в поведении людей и в жизни общества: голодающие дети перестают шуметь, смеяться, разговаривать, взрослые становятся мрачными, тихо говорят, не смеются и не шутят. Голод выглядит ужасно. Пережившие блокаду Ленинграда свидетельствуют, что в пищу употребляли подсолнечный жмых, столярный клей, шкуры животных, варили ремни, ели специи, лекарства, птичий корм, самих птиц, потом кошек и собак, также ели землю, заглатывали по маленькому кусочку и запивали кипятком.

Однако в дни массового голода не все настолько ограничены в продуктах питания: «…елея же и вина не повреждай». Оливковое масло и вино – более дорогие продукты питания, чем пшеница и ячмень, остаются доступными для тех, кто сможет их купить по очень высоким ценам. Богачи смогут продолжать полноценно питаться и даже вести роскошный образ жизни. В 18-й главе книги Откровение описан процветающий экономический Вавилон. Экономическая система антихриста будет работать до последних дней периода скорби: «…и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» (Откр. 18:3). В результате действия третьей печати бо́льшая часть жителей Земли голодает, но богачи, правители, влиятельные люди мира сего живут хорошо, они всем обеспечены и продолжают процветать.

IV. Четвертая печать – гибель четверти человечества

И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр. 6:7–8).

После того как четвертый херувим призвал Иоанна: «иди и смотри», апостол увидел четвертого всадника: «…конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"…». «Бледный» (греч. хлоро́с) – «желто-зеленый», подобный цвету трупа. Это цвет коня, на котором сидит всадник по имени «смерть». «…И ад следовал за ним…». Слово «ад» здесь может быть синонимом слов «смерть» или «могила», а может (что, на наш взгляд, более вероятно) указывать на вечную погибель. Большая часть умирающих – это неверующие, поэтому, как только их жизнь завершается, они сразу же попадают в ад. Всаднику по имени «смерть» была дана власть умертвить четвертую часть всех жителей Земли. (Если бы это случилось в ближайшее время, то погибли бы один миллиард девятьсот миллионов человек.)

Смерть каждого четвертого должна наступить вследствие нескольких причин. Первая причина – «меч». Как нами уже было отмечено при рассмотрении второй печати, «меч» олицетворяет кровопролитные войны, которые унесут множество жизней и приведут к другим опасным последствиям для человечества.

Вторая причина – «голод». Как мы узнали, рассматривая третью печать, голод наступит в результате военных действий. Нередко от него и его последствий умирает больше людей, чем от пуль и снарядов. Сегодня каждый день от голода умирает более двадцати тысяч человек. Как люди умирают от недостатка пищи? Пережившие блокаду Ленинграда говорят о множестве тихих смертей – сидел человек и незаметно умер. Смерть в городе была обыденной, люди привыкли к лежащим на улице трупам, которых не успевали убирать. Однако наибольшее число смертей вызывал не голод сам по себе, а болезни, развивающиеся вследствие полного истощения организма. Когда организм человека ослабевает, иммунитет падает, и многие умирают от заболеваний, с которыми здоровый и крепкий организм в большинстве случаев справляется. Например, в тех регионах Африки, где наблюдается голод, многие умирают от пневмонии, кори и коклюша. Массовый голод также вызывает многократный рост числа самоубийств.

Третья причина – «мор» (греч. фа́натос) – «смерть», в данном случае имеется в виду болезнь, вызывающая смерть. Больше всего человеческих жизней уносят эпидемии. Только в ХХ веке от вспышек натуральной оспы погибло по разным подсчетам от трехсот до пятисот миллионов человек. Это больше, чем число погибших во всех войнах ХХ века, самого кровопролитного в истории. По данным Всемирной организации здравоохранения на Земле ежегодно появляется по одному новому заболеванию, большинство из которых смертельно опасны для человека. Ученые предупреждают, что количество новых типов вирусов в ближайшие годы будет только увеличиваться. Например, очень велика опасность, что птичий грипп может мутировать в вирус, передающийся воздушно‑капельным путем. В этом случае по оценкам ВОЗ жертвами эпидемии может стать четверть жителей Земли.

Четвертая причина – «звери» (греч. фэри́он) ─ «дикие животные, дикие звери». Если люди массово гибнут от диких животных, значит земля опустошена. Войны, голод сразу же увеличивают число крыс, с которыми уже не борются. Крысы являются разносчиками опасных болезней, они могут кусать детей и ослабевших, прикованных к постели взрослых. Обычно с ростом числа крыс и мышей становится намного больше змей, которые ими питаются. В наши дни от змей гибнет пятьдесят тысяч человек в год. Известно, что, если не контролировать популяцию волков, она может достичь угрожающих размеров. То же самое можно сказать и в отношении некоторых других видов хищников.

Война, голод, эпидемии и звери унесут жизнь каждого четвертого жителя Земли. Это самое массовое уничтожение людей со времен потопа. Смерть придет в каждый город, район, деревню, затронет большинство семей.

В заключение отметим несколько практических призывов, основанных на изученных сегодня истинах.

Первый призыв – обратитесь, чтобы не остаться на Великую скорбь. В любой момент Церковь может быть восхищена, и на Земле развернутся страшные события. Признайте себя грешником и уверуйте в Иисуса Христа, как единственного Спасителя и Господа. Если вы уже присоединились к поместной церкви, проверяйте подлинность своего обращения: имеете ли вы действенную любовь к Богу и Его церкви? имеете ли вы ненависть к греху, послушны ли Его Слову, отвергаете ли мирские ценности? Вспомните и другие признаки истинной веры, представленные в Первом послании Иоанна.

Второй призыв – не посвящайте себя земному. Глупо посвящать себя стяжанию богатства, копить то, что однажды потеряешь, отдавать сердце тому, что вскоре будет разрушено. Крайне неразумно искать славы и признания в глазах этого мира, несущегося с огромной скоростью к судам периода скорби; бессмысленно бороться за светлое будущее на Земле без экологических проблем, войн или политических кризисов. Посвящайте себя вечному, нетленному, непреходящему, содействуйте всеми силами и средствами делу спасения грешников и освящению верующих.

Третий призыв – благодарите Бога за общую благодать, за мирное небо над головой, за достаток хлеба и обилие различных продуктов питания, за медицинское обслуживание, не допускающее развития эпидемий, за контроль над большинством опасных животных. Все это действие общей благодати, которую милостивый Бог обильно являет и верующим, и неверующим. Он не обязан это делать, потому что, по справедливости, никто не имеет права жить на земле, из-за греха все должны умереть. Поэтому нам нужно постоянно прославлять Бога за данные Им дары благодати, а не воспринимать их как должное. Вот почему многие из нас молятся перед вкушением пищи, благодаря Господа за хлеб насущный. Однажды, в дни скорби, Бог отнимет общую благодать и станет поступать с нечестивым миром по справедливости.

Четвертый призыв – радуйтесь своему спасению. Если вы действительно спасены, благодарите за избавление от проявлений карательного гнева Бога в дни скорби и, тем более, в вечности. Если нам и приходится страдать на земле, то все это Бог обращает нам на пользу (Рим. 8:28). Если Господь и наказывает нас, то только как любящий Отец Своих детей с целью воспитать, вразумить, уберечь от падения и различных бед (Евр. 12:6–11). Если вы действительно спасены, радуйтесь тому, что вам открыто Слово Божье, и вы знаете будущее этого мира.