Всем привет. Начинаю вести блог Ростовского аэроклуба и блог о парашютном спорте. Ростовский аэроклуб один из старейших аэроклубов в России. Со дня основания аэроклуба прошло 90 лет и это знаменательная дата была отмечена 14 октября 2023. Сегодня я расскажу краткую историческую информацию.
Вот что мы можем прочитать на сайте ДОСААФ:
Аэроклуб основан в октябре 1933г. как Ростовский аэроклуб ОСОАВИАХИМ. Реорганизован в 1950 году в учебный авиационный центр ДОСААФ России с местом дислокации на аэродроме близ станицы Гниловская. В 1973 году Авиационное парашютно-десантное звено Ростовского учебного авиационного центра стало базироваться на аэродроме Азов. В 1992 году Ростовский учебный авиационный центр ДОСААФ России прекратил своё существование и был реорганизован в Ростовский аэроклуб ДОСААФ России, с местом дислокации на аэродроме Азов.
Коротко и понятно.
Информации крайне мало и приходится собирать по крупицам. Вот такую статью нашел в интернете. Автор Галина Цыгульская (Галас).
1923 год – год создания гражданской авиации в молодой советской стране. Возросшую потребность в пилотах обеспечивали аэроклубы и школы Осоавиахим.
В Ростове-на-Дону на аэродроме станицы Гниловской базируется авиаотряд. Сейчас это место известно как вертолетное поле и на нем застроен жилой микрорайон.
Колокольня церкви в станице Гниловской была переоборудована под парашютную вышку
Самолеты авиаотряда
Ангары авиаотряда
Построение авиаотряда на аэродроме в станице Гниловской 1 мая 1925г
В Батайске в 1931 году на базе первой объединённой школы пилотов и техников Гражданского воздушного флота организовываются Курсы высшей летной подготовки. Позже они реорганизовались в Первую Краснознаменную авиационную школу пилотов ГВФ им. П.И.Баранова.
1 ноября 1933 г. в Ростове был основан аэроклуб Осоавиахима, аэродром которого находился между станицей Гниловской и Олимпиадовской, переименованной в Красный Город-сад. Патриотический лозунг тех лет: «Молодежь - на самолёт!» нашёл тогда широкий отклик среди молодых ростовчан. Многие из них отважно сражались в небе Великой Отечественной войны. 28 ростовчан-выпускников аэроклуба стали Героями Советского Союза, а двое из них удостоены этого высокого звания дважды.
Аэроклуб до Великой Отечественной войны и после объединял две школы: планерную и летную.
В 1940г в центре Ростова открывается авиационная спецшкола. Она принимала юношей, закончивших 7 классов, прошедших медкомиссию и успешно сдавших вступительные экзамены. Ребят готовили для поступления в военные летные училища.
В Андреевской роще (ныне - Студенческий парк) была построена парашютная вышка. И все желающие могли заниматься парашютным спортом.
Полёты вертолёта Ми-1 на аэродроме в Гниловской
В 1964 г Ростовский аэроклуб был преобразован в Учебный авиационный центр. Он готовил летчиков для гражданской и военной авиации, летчиков-спортсменов. Сначала РУАЦ был двухгодичным. Первый год обучали полётам на Як=18, второй год на вертолёте Ми-1. На аэродроме в Гниловской базировались Як-18. Обучение на Ми-1 проходило на аэродроме хутора Хотунок недалеко от Новочеркасска. Там же находилось и парашютное звено. По окончании центра ребята получали воинское звание лейтенант запаса.
Инструкторами центра были, в основном, выпускники Калужского лётно-технического училища ДОСААФ.
В 1974 г парашютное звено перебазировалось на аэродром в Азове.
В 1981 году РУАЦ переходит на обучение курсантов на вертолётах Ми-2.
И, вот, наступил июль 1991г. Обычный лётный день в РУАЦ: кто-то летает по кругу, кто-то улетел в зону. И вдруг приказ: «Всем приземлиться!». Больше полётов в Ростовском авиационном центре не было. Многолетняя славная история РУАЦ завершилась. Сломать – не построить.
Сломать – не построить. Этот лозунг будет действовать на протяжении многих лет...
Что было дальше подробной информации нет. Аэроклуб продолжил работу под ведомством ДОСААФ. В аэроклубе были периодичные моменты процветания. Какое то время прыжков не было совсем.
Отбросив в сторону периоды взлетов и различные причины увядания аэроклуба стоить отметить, аэроклуб по прежнему находится на своем месте и продолжает работу!
Современная жизнь аэроклуба в следующей статье.