Илья Варшавский после выхода в свет своего первого фантастического рассказа проснулся знаменитым. Случай Варшавского в советской, если не вообще в мировой фантастике уникален, обратился он к литературной деятельности довольно поздно, в возрасте пятидесяти четырёх лет и уже через два года был принят в Союз писателей. В более старшем возрасте в фантастику пришёл только Александр Абрамов. Имеется апокрифическая история, что первый рассказ был написан на спор, подобно такому же апокрифу от братьев Стругацких.
"Роби" появился в печати очень вовремя, в эпоху спора физиков и лириков, изящно разрешив противоречия между антагонистами, поверив кэмпбелловские законы роботехники не алгеброй азимовской логики, а мягкой, гуманитарной гармонией юмора. Пересказывать сюжет мы не будем, вряд ли сюда забредёт любитель фантастики незнакомый с творчеством Варшавского, но ежели такое случится, рекомендуем срочно прочесть упомянутый опус.
Интерес к кибернетике в начале шестидесятых был огромен, но, в фантастике этим направлением занимался практически только Анатолий Днепров. Можно назвать ещё Игоря Росоховатского, но его сигомы, суть существа биологического происхождения, андроиды наподобие чапековских из R.U.R. Варшавский ещё не раз обратится к теме кибернетики, и, если вспомнить лейберовских "Silwer eggheads", вполне заслужил почётное место в пантеоне роботов.
Череда трагикомических ситуаций, возникающих в результате конфликта человека и робота, поначалу забавляет, потом заставляет задуматься,ведь наилучшее взаимопонимание Роби находит вовсе не с героем рассказа, а с его тёщей: Они с Роби чувствуют глубокую симпатию друг к другу.
Оформил первую публикацию рассказа "Роби" художник Николай Кольчицкий. Рассказ не раз переиздавался, но, к сожалению, иллюстраторы, как это зачастую бывает в фантастике, читают тексты очень невнимательно, о чём в своё время писалА Р. Беляев, в статье посвящённой фантастической иллюстрации. Все, кроме Кольчицкого, старались передать антропоморфность Роби, в ущерб точному следованию текста.