Одним из противоречивых правителей России является Петр Первый. В период его правления произошел скачок в промышленном развитии, основан город Санкт-Петербург, создан военно-морской флот, но и произошли перемены которые нельзя считать успешными, такие как рост налогов, ухудшение жизни крестьян, рекрутчина.
Начиная с 1694 года по 1725г. Петром было издано 20 тыс. указов. И многие из них были да того причудливые и нелепые.
Один из самых знаменитых и цитируемых в последнее время указ, который гласил “Подчиненный перед лицом, начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства”. При советской власти этот лозунг висел во многих кабинетах чиновников. Или вот еще «Поелику по Невской першпективе шатается множество обормотов бездельных в штанах гишпанских, полиции их брать и лупить кнутом нещадно, пока сии гишпанские штаны в обрывки полные не превратятся».
Или вот указ о том, чтобы Петра должны извещать за 30 мин до начала пожара, наши сатирики отдыхают. Указ об использовании косы-литовки вместо серпа, т.к царь посчитал, что серпом очень долго осуществляется уборка урожая
В другом указе Петр подробно расписал, как надо женится. Как должна проходить помолвка, через какое время после помолвки можно вступать в брак. Брак заключается только с согласия молодых людей, а вот кто ослушается данного указа, тот будет забит кнутом, одет в кандалы или сослан в отдаленные земли большого государства.
Любил Петр сечь кнутом и отправлять провинившихся в ссылки, так, например, тех, кто крыл крыши досками, а не черепицей, ставил печи на полу, а не на специальном фундаменте, не покрывал потолки глиной. На каторгу могли отправить за непосещение церкви по воскресеньям и за выгул скотины без присмотра.
Правда не правда, но даже А.С. Пушкин говорил, что указы Петра «как будто писаны кнутом». Мнение противоречивое, т.к можно сказать что многие указы Петра ни чего не имеют общего с реальностью и исполнение многих это попросту вредительство. Известно так же, что многие тексты невозможно прочитать, т.к. писались во время езды, когда возок бросало из стороны в сторону и на бумаге возникали странного вида черты, отдельные невнятные значки. Но Петр и не пытался их восстановить.
Петр особым указом велел изменить ширину ткацких станков. Почему же, а дело в том, что ткачеством в тот период занимались крестьяне и станки свои они ставили и так в маленьких и тесных избах, поэтому станок был узким. Нужно отметить, что ширина станка не играла роль на количество и качество сделанного. Только потом, когда из полотна уже шили рубашки, надо было отдельно раскраивать и сшивать два узких куска ткани.
До крестьян в деревнях и провинциях к счастью это указ не дошел, где их не читали, а если и читали, то не исполняли, кто мог проверить то.
Не повезло мануфактурам, которые располагались под Холмогорами и поэтому для них этот указ оказался губительным. Петр ввел этот указ на европейский манер, где были широкие станки, в России же их не было в априори, да и ставить из негде было.
Ткацкие предприятия в России работали по принципу «рассеянной мануфактуры». Рассеянная мануфактура – работницам платили, выдавали сырье на дом, где они и вырабатывали продукцию, а затем реализовывали ее купцу. В результате чего ткацкое производство пришло в упадок.
Во время поездки на север, император обнаружил непорядок в строительстве кораблей, как он посчитал. Опять же на европейский манер все перевел. Поморские корабли строились с учетом того, что они ходили по ледовитым морям, а вот голландский флот, который Пётр ставил в пример даже в Балтийское море практически не выходил, да, корабли данного флота ходили быстрее, но они ни кода не смогли бы ходить в холодных широтах как корабли поморов.
В соответствии с указом, требовалось поломать все «неправильные корабли» и построить с такими же обводами корпуса как голландские. Таких «неправильных» кораблей было всего несколько сотен, но они базировались в нескольких портах и были заметны. Корабли в соответствии с указом сломали, и началось строительство новых, по новым правилам, которые не смогли ходит в северных морях. Навсегда Русское поморье потеряло свой приоритет в холодных водах и поставило фактически крест конкурировать с другими странами в освоении Субартики и даже Артики.
Так же этот указ ударил и по строительству кораблей, которые должны были ходить по Волге и Каспийскому морю. Особенность данных кораблей в том, что они были огромными суднами водоизмещением до 2 тысяч тонн и длиной по палубе до 60 метров.
Итог этих так сказать реформ уничтожило строительство этих кораблей и, спустя 50, 100 лет пришлось заводить флот, что называется, на голом месте.
Остается только радоваться, что большая часть указов Петра никогда не была реализована, куда-то они не доходили, а если и доходили, то местные чиновники не обращали на них внимание. Но были случаи, когда местные воеводы с усердием подходили к исполнению указов, так вятский воевода Чаадаев честно постарался исполнить очередной указ, в котором воеводам предписывалось «заботиться о сиротских домах, академиях и школах, а также госпиталях». Данных учреждений в Вятке не было. Тогда воевода решил основать, хотя бы школу; нашел помещение, учителей, а вот учеников пришлось поискать. Чаадаев послал солдат и драгун, чтобы они наловили нужное число подростков в округе, подходящих по возрасту для ученья. Именно эта попытка вошла в историю как случай сопровождения учеников в школу под конвоем. Новоиспеченные ученики бежали домой при первой же возможности. Закончилась эта история тем, что разбежались практически все ученики, кроме троих. На этом затея со школой сошла на нет. В результате данного учебного опыта население Вятской губернии хорошо знало, что учеба — это не почетная обязанность, а тяжелая повинность и наказание.
Еще одна черта Петра Великого это во вникать во все стороны жизни подданных, организовать их жизнь. Современные ученые предполагают, что это все болезнь Петра, возможно невроз, который мог резвится в юношеский период, когда шла борьба за власть. Вспомните как стрельцов казнили, сажая накал прямо на глазах Петра и его брата Ивана, а ведь Петру было только 10 лет.
*материал написан на основе книги "Романовы. Хозяева земли русской" Андрей Буровский