Найти тему

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА. О зрелости процессов безопасного труда.

В предыдущей статье мы рассмотрели основные и вспомогательные процессы, которые реализуются в рамках функционирования любого предприятия. Для повышения зрелости культуры безопасного труда процессы по обеспечению безопасности труда пронизывают каждый основной и вспомогательный процесс.

Встраивание процессов по обеспечению безопасности труда в функционирование предприятия происходит постепенно с ростом зрелости. Подробнее об этом расскажем в отдельном видео уроке.

В рамках статьи предлагаю рассмотреть из чего состоит обеспечение безопасного труда.

Основные процессы:

  • Специальная оценка условий труда.
  • Оценка профессиональных рисков.
  • Проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников.
  • Проведение обучения работников.
  • Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
  • Обеспечение работников спецпитанием.
  • Санитарно-бытовое обеспечение работников.
  • Взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля.
  • Реагирование на аварийные ситуации.
  • Реагирование на несчастные случаи.
  • Реагирование на профессиональные заболевания.

Смежные процессы

  • Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
  • Обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
  • обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
  • Обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов;
  • Обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов;
  • Обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
  • Обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • Обеспечение социального страхования работников.
  • Это те процессы, которые предусмотрены законодательством.

Процессы в обеспечении безопасной труда могут быть основными, выполняемые собственно отделами/службами охраны труда или специалистами по охране труда, и смежными, выполняемые совместно с другими подразделениями предприятия.

С ростом зрелости культуры безопасного труда процессы, предусмотренные законодательством, надстраиваются, меняется отношение к ним, меняется формат их реализации, ожидаемый результат от внедрения процессов, способы мотивации к реализации процессов, уровень вовлеченности в реализацию процессов. С ростом зрелости появляются другие процессы, которые законодательством не установлены, но которые являются их логичным продолжением.

Например, появляется процедура блокировки опасных энергий, в которой рассматривается не только электроэнергия, как опасный источник энергии, а все возможные виды энергий, представляющие опасность для человека.

Второй пример – поведенческая безопасность, которая является более зрелой надстройкой проведения инспекций, когда мы не просто выявляем замечания и фиксируем их в акте, а проводим наблюдение, входим в контакт с работником, предлагаем ему выразить свое мнение и предложить улучшение условий труда на его рабочем месте, предлагаем улучшения со своей стороны и вместе с работником приходим к наилучшему решению для обеспечения безопасности.

Еще один пример – это процедура 5S, которая является более совершенным, систематичным методом поддержания порядка на рабочем месте и вовлечения работников в создание и поддержание порядка на своих рабочих местах.

Как меняются процессы в безопасности труда с ростом зрелости? Рассмотрим на примере процесса «Оценка профессиональных рисков».

На уровне 1. Неосознанная некомпетентность. Никто не знает о том, что такое оценка рисков.

Так было в большинстве предприятий до 1 марта 2022 года. Однако, некоторые компании на тот момент уже были осведомлены о том, что такое оценки рисков и, более того, этот процесс был успешно внедрен и приносил результат в виде снижения травматизма. Компании, которые не знали об оценке рисков узнали о ней тогда, когда изменилось законодательство. Таким образом, произошло узнавание того, чего еще не знали.

На уровне 2. Осознанная некомпетентность. Предприятия знают об оценке рисков, но не умеют ее проводить.

Оценка рисков стала законодательным требованием. Появилась потребность в том, чтобы узнать, что это такое и как проводить оценку рисков. Каждый начал свой путь. Варианты выбора были и остаются следующими:

1. Нанять компанию, которая проведет оценку рисков и предоставит отчет с названием «Оценка профессиональных рисков». Отчет похож на отчет о специальной оценке специальной условий труда. Этот отчет будет предъявляться инспектору при проверках. Формально задача выполнена. Появились ли знания и навыки для того, чтобы перейти на следующий уровень зрелости?

2. Нанять консалтинг для практического обучения и проведении оценки рисков на рабочих местах. Уже лучше. Результат оценки более осмысленный, с большим погружением и пониманием смысла оценки рисков. Сохранились ли знания и навыки для перехода на следующий уровень зрелости?

3. Нанять тренеров для обучения оценке рисков с последующим сопровождением процесса внедрения оценки рисков. Этот вариант более трудозатратный, более длительный по времени внедрения. Однако, в долгосрочной перспективе этот вариант является максимально эффективным, так как в ходе тренинга передаются знания и запускается процесс формирования навыка. В процессе сопровождения навык оттачивается и компания переходит к осознанной компетентности. Сопровождение в промежутке 3-6 месяцев обойдется дешевле, чем оценка рисков, выполненная консалтингом, и несомненным преимуществом является то, что каждый работник в компании вовлекается в процесс, развивает риск ориентированное мышление, выходит на уровень осознанной компетентности. Звучит целесообразно, но не каждый готов инвестировать в долгосрочной перспективе. Те, кто рассматривает долгосрочные инвестиции – выигрывают. Оценка рисков – это, как сложный процент. В инвестировании со сложным процентом со временем мы получаем прибыль в геометрической прогрессии, инвестируя в оценку рисков мы получаем снижение травматизма в геометрической прогрессии, и, как следствие, финансовый эффект в виде снижения затрат на ликвидацию потерь, возникших при травматизме. Такой формат откликается нам и мы придерживаемся его.

4. Самостоятельное обучение и самостоятельное сопровождение процесса оценки рисков. Такой вариант приемлем, когда предприятие располагает ограниченным бюджетом на обучение, а ценность знаний и понимание смысла оценки рисков присутствует. Кстати, в этом канале мы будет говорить и об оценке рисков тоже. Каждый заинтересованный сможет получить необходимые знания для самостоятельного внедрения.. В телеграмм канале уже есть достаточно информации для самообучения и внедрения процесса оценки рисков.

На уровне 3. Осознанная компетентность. Предприятие проводит оценку рисков самостоятельно.

В оценку рисков вовлечен каждый. Оценка рисков, как инструмент, переходит в руки каждого работника. Безусловно есть ошибки, ошибки принимаются и исправляются. Есть группа экспертов, методологов, которые поддерживают процесс. Постоянный фокус внимания на опасности и их риски развивает еще больше риск ориентированное мышление, которое позволяет снижать не только количество травм, но и количество микротравм. Оценка рисков постепенно переходит на уровень принятия каждого управленческого решения. Развиваются методы верификации оценки рисков, которые делают процесс максимально приближенным к практике с исключением формализма. Оценка рисков становится неотъемлемой частью трудовых процессов.

На уровне 4. Неосознанная компетентность. Оценка рисков – привычка.

Оценка рисков настолько встроена в мышление, в деятельность каждого работника, что ни у кого не возникает вопроса надо или нет. Риски оцениваются автоматически в любой деятельности: от принятия решения высшим руководством до короткого действия рабочим на своем рабочем месте.

Каждый процесс безопасности труда проходит 4 уровня зрелости. Зрелость процессов способствует росту зрелости культуры безопасности в целом. Инструменты повышения зрелости могут быть разными и выбор зависит от цели: какой уровень зрелости и когда хочет достичь предприятие.

Выводы

  • Процессы обеспечения безопасного труда могут быть основные и смежные.
  • Процессы обеспечения безопасного труда развиваются по уровням зрелости и способствуют росту зрелости культуры безопасного труда в целом.
  • Инструменты повышения зрелости могут быть разными и выбор зависит от цели: какой уровень зрелости и когда хочет достичь предприятие.

Рост зрелости происходит тогда, когда у лидера процесса есть желание развивать свою компетентность и совершенствовать процесс для того, чтобы развивать культуру безопасного труда. Мы способствуем совершенствованию процессов безопасного труда и повышению зрелости культуры безопасного труда. Схематично рост зрелости культуры безопасного труда можно изобразить так: