Всем привет!
Друзья, те из вас, кто постоянно читает и смотрит мой канал в курсе, что мне довелось поэксплуатировать в семье полноприводный Хавэйл Ф7 с двигателем 1,5 л 150 лс 280 Нм крутящего момента в комплектации премиум почти четыре с половиной года. На момент Публикации пробег составил 76 тыс км. К слову, у меня в семье также уже почти полтора года эксплуатируется Хавэйл Дарго.
Начинаю серию обзоров, посвящённых нашему HAVAL F7 где расскажу в подробностях об особенностях этого автомобиля, о том, что мне удалось усвоить в процессе эксплуатации. Какие плюсы есть у Ф7, в чём он слабоват и как с этим поступать. Стоит ли его покупать новым и стоит ли брать на вторичке.
Наш автомобиль относится к самым первым версиям данной модели, которые появились на нашем рынке сразу после открытия завода HAVAL в Узловой под Тулой. На сегодняшний день ни каких доработок нами не производилось, то есть по сути это чистый сток.
Настоящий обзор является второй частью серии обзоров и посвящён кузову HAVAL F7.
Предыдущие статьи по состоянию двигателя, коробки и работе полного привода можно прочитать по ссылкам:
Вначале вступление.
Бороздя просторы интернета, я часто натыкаюсь на кликбейтные заголовки на тему «китаец сгнил», «китаец рассыпался в аварии».
Откуда берётся подобное, кто это пишет? У меня много версий, не буду их озвучивать, скажу только одно, - проверяйте информацию и включайте логику.
Во-первых, нет такой модели и даже бренда «китаец». Т.е. человек который пишет подобное либо не в теме, либо преследует какую-то цель. Обязательно должен быть указан бренд, модель и год выпуска. Китайский автопром переживает взрывной бум технологий и постоянно в стремительном движении к совершенству, не все китайские бренды идут ухо в ухо с лидерами, а о некоторых, таких, например, как Лифан на родине вообще мало кто знает.
Когда вам говорят про «знакомого-знакомого-коллеги со старой работы» с вероятностью 99,9 это фэйк. То же касается информации от профессиональных блогеров. Люди зарабатывают деньги и в большинстве будут петь то, что пахнет деньгами.
Тем не менее многие охотно верят подобным вбросам по причине недоверия к китайскому автопрому, плотно засевшему в головах доверчивых пользователей.
Сегодня буду делиться исключительно собственным опытом и информацией, которая поступила из разных источников, и сама себя перепроверила.
Речь пойдёт исключительно о HAVAL F7, выпуск июнь 2019 г., полный привод, двигатель 1,5 л 150 лс 280 Нм крутящего, комплектация «Премиум», эксплуатация круглогодичная с улицы (не гаражная), в основном на коротких дистанциях по Сибирскому мегаполису и некоторое количество трассы.
Для начала о производстве.
Кузова HAVAL F7 изготавливаются на заводе Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус ООО «Хавейл Мотор Рус», который расположен по адресу Тульская область, Узловский район, индустриальный парк Узловая, Индустриальная улица, 11.
О заводе в сети есть масса информации в том числе в виде видео и в виде статей и фотографий. Желающие без труда найдут её в сети. Я же расскажу только основные моменты.
Штамповка наружных и части внутренних элементов, кроме несущих элементов из высокопрочных сталей, а также кроме крыши для HAVAL F7, по причине наличия панорамы (у HAVAL F7х крыша также оцинкована) выполняется непосредственно на заводе из двусторонне горячеоцинкованной стали. Сталь ранее приходила в пакетах непосредственно из Китая. Возможно сейчас ситуация изменилась, поскольку шли переговоры с "Северсталью", которая ранее поставляла металл для конвейеров большинства зарубежных брендов, выпускаемых в России. Но точной информации на эту тему у меня нет. У кого есть пишите в комментариях.
Цинковое покрытие при горячем цинковании получается достаточно толстым и прочным, что даёт возможность производить выштамповку без разрушения цинкового покрытия, а сам металл проходя через расплавленный цинк становится пластичным и отлично штампуется, а также прекрасно правится без повреждения ЛКП, в случае появления вмятин, подобно японским кузовам до 2000 года.
Изделия из высокопрочных сталей, определяющие жёсткость кузова не оцинкованы и ранее поставлялись на завод также из Китая, опять же возможно уже изготавливаются у нас (пишите кто знает).
После выштамповки элементы проходят контроль качества и те, у которых находят несоответствие, проходят корректировочную правку и шлифовку, поэтому в местах зашлифовки цинковое покрытие может быть частично сошлифовано до стали. На сколько мне известно процент таких деталей ничтожно мал.
Далее элементы кузова попадают в цех сварки, где под контролем персонала роботы осуществляют точечную сварку элементов. Процесс сварки одной точки состоит из двух этапов первый импульс выжигает цинк в месте контакта, а затем прилагается сварочный ток, который уже сваривает стальные листы. Таким образом сварное соединение получается прочным и надёжным, но цинк в месте точки выгорает.
Сваренный кузов проверяется на стенде по контрольным точкам на соблюдение геометрии, после чего попадает в герметичный, автоматизированный цех окраски, где предварительно проходит несколько этапов мойки и сушки, а затем погружается в катафорезную ванну. Катафорезный грунт содержит цинковую пудру, которая под воздействием электролитических сил осаждается на поверхности металла, создавая надёжное толстое защитное покрытие, которое имеет высочаюшую адгезию к металлу и способно проникать во все щели и микрополости. Данное покрытие за счёт электролиза равномерно покрывает все элементы кузова как снаружи, так и изнутри. Сварочные швы с помощью роботов заполняются герметиком, создавая герметичные зоны в местах, где металл особенно уязвим для коррозии.
Далее следуют несколько циклов грунтовки и окраски, после чего готовый кузов попадает в сборочный цех, а у одного автомобиля из партии производится выемка слоев стали, которая с помощью специального оборудования тестируется на прочность защитного покрытия, механическими методами и методом погружения в агрессивные растворы.
В целом технология обеспечивает долгосрочную надёжную защиту кузова от воздействия коррозии.
Для защиты элементов подверженных воздействию выбросов гравия поверх ЛКП дополнительно наносится и окрашивается антиргавийный амортизирующий слой, который почему-то у пользователей интернета, с лёгкой руки ряда блогеров принято называть «антикор», хотя к антикоррозионной защите в прямом смысле слова он отношения не имеет. Вернёмся к этому позже.
Для защиты от коррозии полостей, в том числе выполненных из неоцинкованных высокопрочных сталей, данные полости заполняются путём распыления специальным гидрофобным автовоском, который создаёт внутри полостей защитное изолирующее покрытие, стойкое к воздействию химически активных реагентов в местах, где в процессе эксплуатации может скапливаться влага и грязь (пороги, короба лонжеронов жёсткости, внутренняя часть дверей и крышки багажника).
Что ж перейдём к опыту эксплуатации.
Сколы на капоте не зацвели на протяжении всего срока эксплуатации. Пока не затыкал их ремонтной краской через три года.
Скол на крыше ожидаемо порыжел (решил вопрос точкой ремонтной краски, которая продаётся на АЛИ).
В целом по кузову всё выглядит так:
ЛКП на нашем HAVAL F7 оказалось весьма толстым (правда есть информация что сейчас эту оплошность поправили).
Тем не менее в местах касания резинки двери к арке задней двери через три года краска в присутствии песка из под колёс протёрлась до металла от микровибраций двери. Металлом оказался блестящий толстенный цинк, ржавчину таки лицезреть не довелось.
Такая проблема у многих марок имеющих подобную конструкцию закрытия арок. Штука удобная ибо арки всегда чистые но есть нюанс. Нужно на арку клеить плёнку либо резинку в месте где происходит истирание.
Дилер без вопросов предложил перекрасить, но я отказался, поскольку цинковое покрытие не пострадало, и решил проблему с помощью того же ремонтного набора краски с АЛИ, с последующей наклейкой в зоне касания встречной самоклеящейся резинки. Подробно можно посмотреть здесь:
А вот где довелось найти ржавчину так это через 4 года эксплуатации в месте касания пластиковой накладки к металлу крышки багажника. Грязь и песок закидываемые из под колёс забивались под накладку и микровибрации за четыре года истёрли, подобно наждачке ЛКП в месте соприкосновения.
Решил покраской элемента по гарантии БЕСПЛАТНО. Получилось вполне себе неплохо, но плёнку под накладку лучше клеить сразу. Впрочем, на рестайлинге проблему уже решили.
В целом по коррозионной стойкости кузов показал себя исключительно устойчивым, за исключением мест механического повреждения ЛКП, поэтому владельцам рекомендую с новья озаботиться защитой данных элементов.
Теперь по так называемому «антикору» меня часто спрашивают, делали вы «антикор» у дилера? Отвечаю нет не делал и вам не рекомендую, если конечно взамен дилер не предложит вам «вкусностей» типа зимней резины в подарок.
В чём суть? В качестве «антикора» дилер наносит битумно-полимерную мастику, которая не может обеспечить 100% адгезии к металлу подобно катафорезному грунту. Кроме того, со временем такое покрытие теряет элластичность и наверняка образуются микропоры, в которых будет скапливаться химически активная влага, которая при длительном воздействии будет постепенно разрушать основное защитное покрытие, особенно в переходный период околонулевых температур. По сути страшного ничего не будет поскольку днище хорошо вентилируется и промывается в дождь, соответственно до сквозной коррозии дело вряд ли дойдёт, но до неё, по вышеуказанной причине, дело не дойдёт и в отсутствии этой мазни. Единственная польза этого художества, не считая заработка дилера, это некоторый противошумный эффект. В тех же местах где такое покрытие необходимо для защиты от «пескоструя» оно уже нанесено на заводе и беспокоиться не о чем.
Наиболее активно на кузове автомобиля коррозия потенциально может развиваться в полостях порогов, колёсных арок, выштамповок крыльев, дверях и других местах, где сырая грязь и снежная масса с песком и реагентами имеет свойство скапливаться, не промываться и долго не высыхает. Именно эти места являются эпицентрами сквозной коррозии и именно их стоит защищать, но не битумной мазнёй снаружи, а периодической проливкой полостей защитными гидрофобными составами типа Мовиля и автовоска, а крылья должны быть надёжно защищены локерами. У нашего HAVAL F7, всё это было сделано с завода, поэтому пока рано об этом думать.
В качестве иллюстрации приведу пример из собственного опыта. Когда-то в 90-е у меня был Москвич 2141. Прекрасная в инженерном плане машина, но коррозия была его слабым местом. Достался он мне после 4 х лет эксплуатации и признаки скорой сквозной коррозии уже были на лицо, а в одной из выштамповок переднего крыла уже красовались "бородавки" лезущей изнутри ржавчины. Проблему защиты порогов, полых лонжеронов и задних арок решил тогда по проверенной методике, отработанной на М-412, залив на два раза отработку с помощью нагнетателя, а передние крылья снял, зачистил и обработал преобразователем ржавчины, вырезал и зашпаклевал стекловолоконной шпаклёвкой, после чего прогрунтовал и покрасил хорошей высокоадгезивной краской, а затем закрыл глухими локерами. За 8 последующих лет эксплуатации сквозной коррозии я так и не увидел, хотя снаружи кузов кое-где покрылся рыжиками в местах сколов и глубоких царапин. А вот два моих друга у которых также были М-2141 сквозную коррозию порогов в итоге улицезрели, после чего кинулись шпаклевать и лить отработку. И ещё, я никогда ни на одной машине не мазал днище и никогда не видел там коррозии снаружи в том числе ни на М-412 ни на М-2141. На М-412, которому было 13 лет видел ржавчину под ковриками в салоне, но не сквозную и изнутри, а не снаружи. Днище, которое прогнило именно снаружи лицезреть не доводилось ни разу в жизни.
Касаемо коррозии на элементах рычагов и глушителя, ситуация примерно та же, это хорошо вентилируемые элементы из толстого металла, для их сквозной коррозии снаружи потребуется лет 200-300 московской эксплуатации. Касаемо глушителя он вообще прогорает и прогнивает ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО изнутри. Для тех кого вид ржавчины на подобных элементах приводит в ужас даю совет, пореже на них смотрите они вас переживут. Из практики. Сталь 4мм заземляющих устройств электроподстанций закопанная в землю, даже в болотистом грунте за 50 лет не теряет и половины сечения, а на воздухе вообще не сгнивает никогда, даже неокрашенная, хоть и покрывается ржавым налётом.
То же самое по защите днища в местах над глушителем и им подобным, где вообще в принципе сухо по причине, того что туда просто нет попадания брызг, а та взвесь, которая туда попадает мгновенно высыхает под воздействием тепла от глушителя. А вот мазня может там изрядно пованивать, долгое время.
Касаемо жёсткости кузова. Проблем с жёсткостью не было, если паркуешься на перекос, с заездом одним колесом на сугроб, то все 4 пассажира выйдут из своих дверей без проблем и закроют их обратно, а потом достанут вещи из багажника и также его закроют. На поддомкраченом в любой точке HAVAL F7 можно также открыть и закрыть любую из пяти дверей. Скажем тот же Рено Дастер такой роскоши мне не позволял, перекашивало его безбожно.
HAVAL F7 при подъёме гидравлическим домкратом можно спокойно давить хоть в пороги хоть в лонжероны через деревянную плашку, смятия нет, а вот Дастер к слову меня шокировал, когда у него смялся лонжерон даже через деревянную плашку, в пороги Дастера можно было давить только штатным домкратом и то аккуратненько.
Поэтому жёсткость кузова для такой большой машины считаю хорошей, несмотря на то, что при замёрзших дверях при наезде на высокий бугор одним колесом слышно поскрипывание резинок дверей, но видимо смещение минимально, раз на открытие-закрытие это не влияет. В целом, несущий кузов и должен иметь степень упругой деформации это ведь не танк.
Надеюсь моя статья была для вас полезной, пишите комментарии, задавайте вопросы.
В следующей статье расскажу о материалах салона их качестве и износостойкости.