Найти в Дзене
Реальные факты

Блокада и Дорога жизни. Факты, цифры, подробности

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня, 27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Дата освобождения Ленинграда от фашистской блокады - 27 января 1944 года, так что в этом году, сегодня, 27 января - ровно 40 лет с этой даты.
История праздника
Праздник был установлен в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года "О днях воинской славы (победных днях) России" и сначала назывался Днем снятия блокады города Ленинграда (1944 год). В ноябре 2013 года наименование дня воинской славы было изменено на "День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944)". По многочисленным просьбам жителей города, прежде всего блокадников, в декабре 2014 года название дня воинской славы снова было откорректировано, он стал называться "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)". Блокада и Дорога жизни В результате неудачного для СССР начала войны и последующих боёв в
Оглавление

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня, 27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Дата освобождения Ленинграда от фашистской блокады - 27 января 1944 года, так что в этом году, сегодня, 27 января - ровно 40 лет с этой даты.


История праздника


Праздник был установлен в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года "О днях воинской славы (победных днях) России" и сначала
назывался Днем снятия блокады города Ленинграда (1944 год). В ноябре 2013 года наименование дня воинской славы было изменено на "День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944)". По многочисленным просьбам жителей города, прежде всего блокадников, в декабре 2014 года название дня воинской славы снова было откорректировано, он стал называться "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)".

Блокада и Дорога жизни

В результате неудачного для СССР начала войны и последующих боёв войска Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года окружили защищающие Ленинград советские войска. Внутри кольца оказались основные силы Ленинградского фронта (8, 23, 42 и 55 армии) и практически все силы Балтийского флота — всего примерно полмиллиона военнослужащих.

Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек проживавших в пригородах. Для их снабжения требовалось устроить доставку грузов, что можно было сделать либо при помощи авиации, либо завозить грузы по воде — через Ладожское озеро на контролируемое блокированными советскими войсками побережье Ладоги. Данный маршрут назван Дорогой жизни. Авиамост в Ленинград был налажен, но он не мог полностью удовлетворить потребности в перевозках. Началось освоение водного маршрута.

-2

Интересные факты, связанные с Дорогой жизни

1. Создание Дороги жизни

Первый вариант «Дороги жизни» соединил мыс Осиновец (точка въезда со стороны Ленин­града) и маяк Кареджи (точка въезда со стороны большой земли).

Общая протяжённость ледового участка — 30 километров. Изначальный план предполагал устройство двух­полосной трассы шириной 10 метров для одно­временного движения в две стороны и с питательно-прогревоч­ными пунктами через каждые пять километров.

-3

Однако маршрут Дороги жизни пришлось несколько раз менять. Так же отказались от двухполосной трассы, вместо нее проложили отдельные полосы, разнесённые друг от друга на расстояние 100–150 метров — по одной в каждом направлении. Так снижался риск разрушения льда. 22 ноября 1941 года этот маршрут преодолевает колонна из 60 грузовиков — по большей части это были ГАЗ‑АА, с прицепными санями. Дорога жизни заработала

2. Сложная инфраструктура

Обычно Дорогу жизни считают ледовой трассой, соединяющей два берега Ладожского озера, по которой туда-сюда ездят грузовики с мукой. Но это не совсем верно. Дорога жизни представляет из себя сложную инфраструктуру, развёрнутую в максимально сжатые сроки в максимально жёстких условиях, да еще и работающую с максимальной отдачей.

-4

Дорогу жизни обслуживали 350 регулиров­щиков, а количество регулиро­вочных постов с изначальных 45 единиц быстро выросло до 75. Для поддер­жания бесперебойной связи вдоль дороги организо­вали линию связи. Для этого в ладожский лёд пришлось вмораживать телеграфные столбы.Трассу в режиме нон-стоп обслуживали около сотни бензовозов на шасси ЗиС‑5. Сортировочные пункты, организо­ванные с обеих сторон Ладоги, помогали эффективно распределять грузы. Постоянный контроль толщины льда обеспечивала группа специ­алистов, трижды в месяц выдававшая гидро­логические прогнозы о состоянии «дорожного» покрытия.
Не забыли и об обороне столь важной магистрали. Со стороны Кобоны «Дорогу жизни» защищала 1‑я стрелковая дивизия НКВД, с ленин­градской — оборону держала 20‑я дивизия НКВД.

3. Сложные условия работы водителей

Труд водителей, обслужи­вавших «Дорогу жизни», был очень тяжёлым. Коварный лёд (толщина льда была всего 10 см, - для безопасного проезда машины нужно было в два раза больше), плохая видимость, артобстрелы и угроза с неба — фактически шофёры «полуторок» и «зисов» всегда были на передовой. Водителям приходилось ездить стоя и с открытой дверью - чтобы они могли быстро выпрыгнуть из грузовика в случае провала льда.

-5

Кроме того в действующие части Красной армии по Ладоге отправлялись тяжёлые танки КВ! Конечно, ехали они не на грузовиках, а своим ходом. А чтобы уменьшить удельное давление на лёд, башню с танка снимали и грузили на сани, которые «кэвэшки» тащили за собой по льду.

4. Объём грузовых перевозок и эвакуации жителей


За время действия ледовой дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года из блокированного города было эвакуировано более 550 тыс. человек и доставлено в Ленинград 361 тыс. т грузов, из них 262 тыс. т составило продовольствие. В частности: 142 тыс. т муки и зерна, 36 тыс. т круп и концентратов, 35 тыс. т мясопродуктов, 14 тыс. т жиров, 5 тыс. т овощей, 1,5 тыс. т сухофруктов, 833 т клюквы, 752 т варенья и повидла, 126 т орехов, 102 т витаминного сока, 86 т витамина C. Также 8 тыс. т фуража, 1120 т мыла, 245 т сухого спирта, 187 т свечей, 35 тыс. т горюче-смазочных материалов (10,7 тыс. т автобензина, 7,7 тыс. т авиабензина, 5 тыс. т мазута, 5,2 тыс. т керосина и др.), 23 тыс. т угля и 32 тыс. т боеприпасов. Для сравнения, до войны Ленинград зимой потреблял за месяц 60 тыс. т мазута, 300 тыс. т каменного угля и 13 тыс. т керосина. По мере наращивания объёмов перевозимых по зимней дороге грузов улучшалось продовольственное положение в городе. С 20 ноября по 25 декабря действовали минимальные нормы по продуктовым карточкам ленинградцев: 125 г хлеба в сутки для служащих иждивенцев и детей, 200 г для рабочих и ИТР, с 25 декабря нормы повысились до 200 г и 350 г соответственно. Затем нормы выдачи поднимались 24 января и 11 февраля 1942 года достигнув 300 г хлеба для детей и иждивенцев, 400 г для служащих и 500 г для рабочих. С 20 ноября 1941 года суточный лимит расхода муки и примесей внутри блокадного кольца установлен в размере 510 т, с 25 декабря повышен до 560 т. До начала действия ледовой дороги, на 1 ноября 1941 года в Ленинграде оставалось муки и зерна — 7983 т, крупы и макарон — 1977 т, мяса и мясопродуктов — 1067 т, сои — 370 т, солода — 284 т, отрубей — 1384 т, жмыха — 147 т, рыбы — 136 т, масла животного — 356 т[101][45]. На 1 января 1942 года продовольственные запасы города составляли: муки — 980 т, крупы и макарон — 334 т, сои — 82 т, мяса и мясопродуктов — 624 т, рыбы — 24 т, масла животного — 16 т, масла растительного — 187 т, прочих жиров — 102 т, сахара — 337 т. На 1 апреля 1942 года запасы составляли: муки — 8057 т, круп и макарон — 1687 т, сои — 442 т, мяса и мясопродуктов — 2050 т, рыбы — 302 т, масла растительного — 846 т, масла животного — 1794 т, сахара — 3117 т.

5. Дорога жизни перестает быть единственной


В середине января 1943‑го советские войска заняли Шлиссель­бург, разорвав кольцо окружения Ленин­града. До полного снятия блокады понадобится ещё целый год, но Дорога жизни перестала быть един­ственной ниточкой, которая связывала осаждённый Ленинград с большой землёй.

Мы от всего сердца поздравляем ленинградцев, санкт-петербуржцев, ветеранов-блокадников, а также всех людей, связанных с работой Дороги жизни с сегодняшним праздником - Днем полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Подписывайтесь, делитесь комментариями и пишите, если найдете в нашей статье неточности.