Вагон-ресторан — это не только возможность комфортно пообедать в поезде, но и способ сменить обстановку во время поездки, скоротать часы монотонной дороги. В 2021 году в РЖД решили убрать из большинства поездов дальнего следования вагоны-рестораны, оставив их только в туристических и фирменных составах.
При этом вариантов питания в поезде становится только больше. Расскажу, как сегодня можно поесть в поезде и какое меню предлагают пассажирам.
Вагоны-рестораны
Сейчас в составе поездов РЖД курсируют порядка 400 вагонов-ресторанов, в которых работают разные операторы. У каждого из них свои цены и свои варианты блюд. Средний чек за комплексный завтрак, обед или ужин составляет примерно 1000‒1500 рублей. Блюда и цены вагона-ресторана зависят также от типа поезда и направления.
Официальный список поездов, в которых работают вагоны-рестораны, можно изучить на сайте РЖД. Обратите внимание, что для некоторых маршрутов указаны даты, когда вагон-ресторан не включается в состав поезда.
Если вы желаете вкусно поесть в поезде, сегодня уже не обязательно искать вагон-ресторан. Есть и другие варианты.
Предоплаченное питание
Сервис доступен для пассажиров поездов ФПК и «Сапсан». Если в конкретном поезде эта опция доступна, при покупке билета на сайте или в приложении вы увидите пиктограмму ложки с вилкой. После того как вы выберете место, можно будет выбрать и типовой рацион.
Обратите внимание, что выбрать рацион можно не позднее чем за трое суток до отправления поезда с начальной точки, а для «Ласточек» и «Сапсанов» — не позднее чем за 48 часов.
В билетах указывается количество предоплаченных приемов пищи: У0, У1, У2, У3 и так далее, где цифра — количество рационов. Если вы едете «Люксом» или в СВ, кормить будут несколько раз.
Доставка еды к поезду
У РЖД есть очень удобная услуга, о которой не все знают. Пассажиры поездов дальнего следования ФПК могут заказать доставку еды из городских ресторанов и кафе к своему вагону.
Сделать заказ можно сразу же при покупке билета или в личном кабинете пассажира, если билет вы уже оформили ранее. Нужно найти на сайте или в приложении опцию «Доставка еды к поезду» и выбрать нужную станцию по маршруту поезда. Затем выбрать подходящий вам ресторан и из его меню собрать свой заказ, который можно сразу же оплатить.
Подробная видеоинструкция — на сайте РЖД.
Обратите внимание, что для получения заказа у курьера вам понадобится паспорт.
Дополнительное питание
Не входит в стоимость билета. Пассажир может выбрать и оплатить эту услугу отдельно. Стоимость зависит от типа вагона и меню. Отказаться от услуги можно максимум за 24 часа до отправления поезда. Дополнительное питание можно заказать прямо в поезде у проводника, но в таком случае рацион будет уже ограниченным.
Если вы покупаете дополнительное питание, можно выбрать три режима: полный пансион (завтрак, обед, ужин), полупансион (завтрак, ужин) или только завтрак, обед или ужин.
Вагоны-бистро: новая концепция питания от РЖД
Вагонам-ресторанам на смену приходят вагоны-бистро. Представители компании объясняют это желанием пассажиров получать простую домашнюю еду. В вагонах-бистро еда уже не будет готовиться поваром на кухне поезда во время движения. Блюда поставляются на борт уже готовыми, упакованными в стерильные контейнеры, — их нужно только разогреть и можно подавать пассажирам.
Обслуживание идёт быстрее, стоимость блюд меньше, чем в ресторане. Средняя цена одного блюда — например, порция салата и горячее — в вагоне-бистро около 600 рублей. Меню в вагонах-бистро разнообразнее, чем в вагонах-ресторанах, но при этом универсальное — не зависит от предпочтений компании — поставщика услуги. Это значит, что в любом вагоне-бистро можно будет найти понравившееся вам блюдо. Например, в бистро в поезде вы можете заказать пенне с тигровыми креветками, индейку с овощами, греческую мусаку, запечённое куриное бедро. Набор десертов тоже обновили: можно выбратьорешки со сгущёнкой, свежую выпечку, штрудель и даже чизкейк.
Такие вагоны-бистро есть в некоторых поездах, следующих из Москвы в Волгоград, Воронеж, Самару, Казань, Тамбов, Пензу, Брянск и на маршрутах из Санкт-Петербурга в Адлер, Мурманск и Нижний Новгород.
Питание в поездах до Крыма
Кроме поездов Федеральной транспортной компании, есть ещё один самостоятельный оператор — «Гранд Сервис Экспресс». Это первый частный железнодорожный перевозчик страны, который специализируется на перевозках повышенной комфортности.
У оператора два типа поездов: фирменный состав «Гранд Экспресс» и «Таврия», включая двухэтажные поезда, связывающие Крым с материком. Пассажиры «Таврии» могут купить гарантированное питание или же посетить вагон-ресторан. Меню можно изучить на сайте перевозчика.
В «Гранд Экспрессе» выбор блюд обширнее — как в настоящем дорогом ресторане, а вагон-ресторан даже имеет своё название — «Рестогранд». Есть в этом поезде и опция гарантированного питания, которое включено в стоимость билетов всех классов обслуживания, кроме класса «Эконом Базовый».
Советы путешественникам
Если вы не хотите специально заготавливать провиант и готовить еду в дорогу, воспользуйтесь предложениями перевозчика:
- Купить питание заранее, при оформлении билетов. Вы получите разовый рацион в одном из нескольких стандартных вариантов — выбрать его можно за 72 часа до отправления поезда дальнего следования или за 48 часов, если это «Ласточка» или «Сапсан».
- Заказать доставку из кафе и ресторанов к поезду. Меню при таком способе обширнее, но нужно определиться со станцией, куда курьер привезёт вам заказ.
- Можно заказать дополнительное питание. В отличие от предыдущих способов, сделать это можно уже в дороге с помощью проводника.
- Посетить вагон-ресторан или вагон-бистро — если они есть в составе поезда. Проверить это можно на сайте РЖД.
Частные железнодорожные перевозчики, как правило, предоставляют услуги в сегментах «средний плюс» и выше, поэтому у них есть гарантированное питание и вагон-ресторан.