Найти в Дзене
Живу, люблю, пишу...

"Зачем тебе чужая бабка?" Часть 2

- Ох, красота какая, - сказала Галина Ивановна, осматривая комнату, которую подготовили для неё Виктор и Анна. Пожилая женщина не могла сдержать слёзы и не уставала благодарить внука и его жену за то, что пригласили жить к себе и создали такие прекрасные условия.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Начало здесь.

Анна и, правда, очень постаралась, создав в комнате Витиной бабушки уютную обстановку. Она даже купила букет тюльпанов, любимых цветов Галины Ивановны. Ей хотелось, чтобы бабушка чувствовала себя максимально комфортно, как дома. Потому что их квартира теперь и была её домом.

Супруги Антиповы прекрасно понимали, что вернуться к себе в посёлок бабушка Виктора уже не сможет и доживать свой век будет у внука, единственного близкого человека, который остался у неё после смерти сына.

- Галина Ивановна, располагайтесь, я очень рада, что вам всё нравится, - сказала Анна, обняв пожилую женщину.

- Анечка, а я точно не буду вам мешать? – забеспокоилась Галина Ивановна. – Ты мне лучше скажи, как есть, я всё пойму. Ты вовсе не обязана возиться с чужой старухой.

- Не говорите так, - ответила Анна. – Ну какая же вы чужая? Вы бабушка Виктора, и для меня как бабушка.

- Спасибо, Анечка, - снова смахнула слезу Галина Ивановна. – Дай Бог тебе здоровья и добра, а за то добро, которое ты делаешь для меня, пусть Бог тебе сполна воздаст, я буду каждый вечер молиться об этом.

- Галина Ивановна, никакой благодарности я не жду. Я просто хочу, чтобы вам было комфортно и уютно у нас. Вы располагайтесь, отдыхайте с дороги. Если что, я на кухне.

***

На следующий день, в воскресенье, домой к дочери и зятю пожаловала Раиса Сергеевна. Женщина никак не могла смириться с тем, что дочь её не послушала и забрала к себе Галину Ивановну.

С бабушкой зятя женщина виделась не часто. Впервые они встретились на свадьбе Анны и Виктора, а их следующая встреча произошла по очень грустному поводу, на похоронах родителей Вити…

Тогда ещё, несмотря на большое горе, восьмидесятилетняя Галина Ивановна была довольно бодрой. Она всегда тщательно следила за своим здоровьем, регулярно проходила обследования и выполняла все рекомендации врачей. Но, видимо, после гибели Глеба, в результате сильного стресса её здоровье заметно пошатнулось…

- Проходи, мама, - сказала Анна, впуская Раису Сергеевну в квартиру.

- Бабуленция не спит? – с порога поинтересовалась Раиса.

- Если ты о Галине Ивановне, то нет.

- А о ком ещё? Или ты открыла у себя в квартире Дом престарелых? – усмехнулась женщина, снимая пальто. – Вот я бы, честно говоря, уже не удивилась. Твоя доброта тебя погубит.

- Мам, прекрати. Если ты пришла для того, чтобы снова завести разговор о том, какую ошибку я совершила, то не стоит. От своего решения я не откажусь, тем более, что Галина Ивановна уже живёт с нами. И я очень тебя прошу говорить потише, не хочу, чтобы бабушка услышала какие-то негативные высказывания в свой адрес. Да и Витя тоже.

- Ну допустим, бабка уже наполовину глухая и вряд ли что-то услышит, а Витька пусть слушает. Пусть знает, что я это ваше решение категорически не поддерживаю и считаю большой глупостью с твоей стороны приютить бабку.

- Мам, хватит! Если ты пришла только для того, чтобы снова мне всё это высказывать, то извини, зря…

- То есть как это? – воскликнула Раиса Сергеевна. – Родную мать на порог перестанешь пускать из-за этой старухи? Она теперь тебе мать заменила?

- Конечно, нет! Не говори глупостей. Просто прошу тебя не обижать Галину Ивановну.

- Делать мне больше нечего, обижать её, - скривилась Раиса. – Ладно, показывай свою подопечную…

- Мы сейчас собираемся обедать, будешь с нами?

- Не откажусь…

***

- Раечка, рада вас видеть, - искренне сказала Галина Ивановна Раисе. – Последний раз мы виделись на похоронах Глебушки и Машеньки, я тогда была в таком состоянии, мало что соображала от горя… Раечка, хочу сказать вам огромное спасибо за то, что воспитали такую замечательную девочку, как Анечка. Какое у неё доброе сердечко.

- Это верно, я бы сказала: слишком доброе. В детстве постоянно тащила домой бродячих кошек и щенков с улицы… - ответила Раиса и добавила чуть слышно, - Судя по всему, ничего с тех пор не изменилось.

- Мам, - Анна укоризненно посмотрела на мать.

- Ой, молчу, - вздохнула Раиса. – Как вы себя чувствуете, Галина Ивановна?

- Да как, Раечка... Болячек хватает, конечно, но пока держусь. Сколько Богом отпущено, столько и проживу. Спасибо Анечке и Витеньке, не бросили старуху.

- А что вы с квартирой решили, Галина Ивановна? Продавать будете или хотите внуку завещать?

- Мама, зачем сейчас об этом? – сделала замечание матери Аня.

- Всё нормально, Анечка, - улыбнулась Галина Ивановна. – За квартирой пока соседка будет присматривать, цветочки поливать. А потом решим, что делать. В любом случае моя квартира Вите с Анечкой достанется, за это можете не переживать.

- Хоть что-то, - сказала себе под нос Раиса Сергеевна.

Доев суп, Галина Ивановна поблагодарила Аню за обед и удалилась в свою комнату, отказавшись от второго.

- Я теперь мало совсем ем, Анечка, - сказала она. – Мне тарелки супчика достаточно. Вот чаёк можно попить попозже, а пока не буду вам мешать, посплю немного, ночью опять бессонница донимала.

- Может, просто в чужом доме плохо спится? – с раздражением в голосе спросила Раиса, но Галина Ивановна либо не расслышала то, что она сказала, либо просто не захотела отвечать на этот вопрос.

- Я пойду проконтролирую, чтобы бабушка выпила лекарства,- сказала Анна, наливая воду в стакан.

- Ну что, зятёк, как настроение? – спросила Раиса у Виктора, как только дочь вышла из кухни.

- Да всё в порядке, Раиса Сергеевна, - ответил зять.

- В порядке, говоришь… А чувство вины не мучает?

- За что?

- За то, что испортил жизнь своей жене, сделал из неё сиделку. Ты хоть понимаешь, каково это, обслуживать пожилого человека с кучей болячек?

- И что вы предлагаете, Раиса Сергеевна? Бабушка уже не может жить одна.

- Для таких как она, есть специализированные учреждения. Я уже говорила Ане. Анька у меня, конечно, добрая душа, но зачем губить свою молодость, ухаживая за чужой родственницей?

Виктор ничего не успел ответить тёще, потому что на кухню вернулась Анна, и она услышала последнюю фразу, сказанную матерью.

- Мама, я в который раз тебе повторяю, что Галина Ивановна мне не чужая. Мы с Витей – семья, и все заботы и проблемы у нас общие. И мне совсем не в тягость ухаживать за бабушкой.

- Ай, даже слушать это всё не хочу. Пойду я, - встала из-за стола Раиса, а когда дочь провожала её в прихожей, сказала. – Твоя добродетель, Аня, боком тебе выйдет, вот увидишь! Пока ты губишь свою молодость, ухаживая за чужой бабкой, твой муж найдёт себе кого-нибудь на стороне и будет развлекаться в своё удовольствие. Так что задумайся, пока не поздно.

Когда Раиса Сергеевна ушла, Виктор спросил у жены:

- Анют, скажи правду. Ты только из-за меня согласилась на то, чтобы бабушка жила у нас? Твоя мама обвинила меня в том, что я порчу тебе жизнь.

- Витя, - Анна подошла к мужу и обняла его. – Ну, конечно, это не так. А моя мама пусть думает, что хочет, я вижу, что её не переубедить. Но, главное то, что мы с тобой думаем и как поступаем, так ведь? Мы ведь в одной лодке?

- Конечно.

- А значит, нам не страшен никакой шторм.

***

Прошёл год. Галина Ивановна по-прежнему жила вместе с Виктором и Анной, и всё у них было хорошо. Бабушка Вити старалась по мере сил помогать Ане по хозяйству, хотя Анна и не хотела её ничем напрягать.

- Анечка, да мне же только в радость что-то сделать по дому. Многое я, конечно, уже не могу, но кое на что ещё сгожусь.

- Ну хорошо, Галина Ивановна, - соглашалась Аня.

Её радовало, что состояние здоровья Витиной бабушки не ухудшалось, а, наоборот, пожилая женщина чувствовала себя лучше, чем когда они только забрали её к себе.

Витя регулярно возил бабушку к врачам, и вместе с женой они следили за тем, чтобы пожилая женщина не забывала принимать лекарства. Анна готовила для Галины Ивановны лёгкие и диетические блюда, что тоже благоприятно сказывалось на её самочувствии…

- При такой заботе эта бабуленция ещё всех нас переживёт, - ворчала Раиса Сергеевна, в очередной раз придя к дочери. – Анька, ну как тебе себя не жалко? На работе пашешь, а дома эту старуху обслуживаешь…

- Мам, когда ты уже успокоишься? – вопросом на вопрос отвечала Анна, уставшая объяснять матери, что ей не в тягость заботиться о бабушке Виктора.

- Ты с подругами-то когда в последний раз виделась? – поинтересовалась Раиса. – Я тут Жанну на днях встретила, так она про тебя спрашивала. Оказалось, что вы уже давно не встречались. Конечно, тебе же некогда. Нужно кашки-малашки варить для чужой старухи, да по вечерам развлекать её разговорами…

- Мам, я с Жанной перестала встречаться как раз потому, что она мне говорит всё то же самое, что и ты сейчас, - ответила Аня. – А мне надоело слушать эти упрёки. Словно я перед всеми вами виновата в том, что ухаживаю за Галиной Ивановной… Это мой выбор, и он осознанный.

- Потому что нормальные люди не понимают такого выбора! Принесла себя в жертву какой-то бабке, которая тебе никто! Ты и к нам почти не заходишь, всё некогда тебе. Если бы я сама к тебе не приходила, вообще бы не виделись!

Анна ничего не ответила матери, потому что их разговоры в последнее время напоминали диалог слепого с глухим, они совсем не понимали друг друга. Единственный человек, кто поддерживал Анну, кроме, разумеется, Виктора, была её коллега по работе Инна Николаевна. Она же являлась и непосредственным начальником Ани.

- Не слушай никого, Анечка, - говорила Инна. – А слушай своё сердце и совесть, они тебе подскажут, как правильно поступать. И лично я считаю, что вы с Витей правильно сделали, забрав бабушку. Разве она не заслужила простого человеческого тепла? А к тебе обязательно вернётся добро, которое ты делаешь.

***

Прошло ещё два года. Галине Ивановне исполнилось восемьдесят шесть. И несмотря на заботу о ней Анны и Виктора, пожилая женщина опять начала часто хворать.

А когда её состояние совсем ухудшилось, Аня приняла решение уволиться с работы, чтобы всё время быть рядом с Галиной Ивановной. Но, Инна Николаевна, узнав об этом, предложила Анне временно перейти на удалённую работу, за что Аня была очень благодарна своей начальнице.

Галина Ивановна слабела с каждым днём, но её рассудок оставался ясным. Аня проводила много времени возле её постели, поскольку бабушка уже почти перестала вставать.

- Анечка, недолго мне осталось, - сказала Галина Ивановна однажды. – Чувствую, смерть уже близко. Я её не боюсь, наоборот, жду. И Глебушка с Мишенькой ждут меня там… Анечка, я поблагодарить тебя хочу за всё…

- Не нужно, бабушка…

- Нет, ты дослушай меня, Анечка. Мне было очень хорошо у вас, а ты для меня давно уже стала родным и близким человеком. Всё это время, что я живу у вас, я каждый день молилась, чтобы Бог дал вам с Витенькой деток, я же знаю, как вы мечтаете об этом… И сегодня я видела такой удивительный сон, извини, не стану пересказывать, это долго, а мне слова уже даются с трудом… Но я поняла, что скоро ваша с Витей мечта исполнится…

Сказав это, Галина Ивановна закрыла глаза и вскоре провалилась в сон, она много спала в последнее время, жизненные силы стремительно покидали её…

Через три дня после этого разговора бабушки не стало. Она умерла тихонько, во сне. Галина Ивановна прожила долгую жизнь, в которой было место и радости, и грусти, и счастливым моментам, и тяжёлым потерям. Но несмотря на удары судьбы, сердце её не озлобилось, и она до последнего дня оставалась добрым и светлым человеком…

***

Прошёл год. Анна сидела на заднем сиденье автомобиля, которым управлял Виктор. На руках женщина держала сокровище, дороже которого и быть ничего не может. Заветный свёрток, перевязанный голубой ленточкой.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Сегодня женщину выписали из роддома, и теперь она не могла налюбоваться на спящее личико сыночка, которого они с мужем ждали долгих пятнадцать лет… Аня знала, что это Галина Ивановна вымолила для них с Виктором ребёнка и сейчас ей казалось, что бабушка где-то рядом, смотрит на них и радуется…

Потому что наши близкие не исчезают бесследно, они всегда рядом, пока живут в наших сердцах и мыслях. Но так важно дарить тепло и любовь своим родным, пока они живы, об этом тоже нужно помнить…

Благодарю всех, кто прочитал! Здоровья, душевного тепла и благополучия вам и вашим близким, мои дорогие читатели. Ваш автор, Яна Н.

-3