Дорогие читатели, в прошлых статьях я вам рассказала, как выглядит Кносский дворец. Мы внимательно рассмотрели его деревянный макет и вспомнили Легенду о Минотавре. Затем я показала вам основные экспонаты Археологического музея в Ираклионе, включая загадочную игру. У вас должен был сложиться образ величественного дворца, где в богатстве и роскоши жили правители Минойского царства. Где царила мирная жизнь, устраивались спортивные состязания и создавались восхитительные произведения искусства, изображающие изысканных женщин, статных мужчин и диковинных животных.
А теперь... особо впечатлительных я прошу закрыть и не читать эту статью, потому что дальше будет рассказана версия, которая в свое время меня просто шокировала.
О ней я узнала вскоре после возвращения с Крита. Воодушевлённая увиденным, я хотела расширить свои знания о Кносском дворце, стала искать дополнительные сведения и наткнулась на такую информацию.
Немецкий профессор Ганс Георг Вундерлих в 1975 году проводил исследования Кносского дворца. Он заметил странную вещь. Многие элементы во внутренних помещениях дворца - ступени лестниц, пороги комнат, ванны и даже царский трон - были сделаны из алебастра, материала крайне непрочного и плохо подходящего для постоянной эксплуатации. Вспомним в добавок к этому непонятное назначение гигантских пифосов, замурованных в тесных каморках, к которым никак не подобраться. Странным Вундерлиху показалось также отсутствие конюшен и каких-либо военных укреплений. Ну и загадочная гибель дворца в одночасье. Знаете какой вывод сделал учёный?
Кносский дворец никогда не использовался для жизни. Это некрополь!
Храмовый комплекс огромных размеров был местом культа смерти. Здесь совершали жертвенные ритуалы, тайные и кровавые. Ванны были саркофагами, а в пифосах хранились мумии. Но как же быть с чудесными фресками, украшающими дворец? Вундерлих усмотрел в них знаки траура! Преобладание оттенков голубого. У женщин лица выкрашены белой краской, а у мужчин коричневой. Это плакальщицы и похоронные процессии! Даже игры с быками вовсе не спортивное соревнование, а ритуальный обряд жертвоприношения. В своих догадках он опирался на труды Мирчи Элиаде, историка и философа румынского происхождения. Это всемирно известный исследователь мифологии, религиозного символизма, ритуалов и оккультизма. По его мнению, на Крите кроме культа быка, процветал культ смерти. Я уже рассказывала, что согласно мифологии на Крите родился и умер бог Зевс. Критяне ежегодно проводили таинственную церемонию «возрождения» Зевса. Они приходили в Кносский дворец, где совершались религиозные ритуалы, сопровождаемые жертвоприношениями.
Повторюсь, эта версия потрясла меня! Неужели эта вся красота — город мертвых?
Но ведь в древности загробной жизни уделяли гораздо большее значение, чем жизни земной. Достаточно вспомнить египетские пирамиды или культовые сооружения ацтеков...
У современных историков на сегодняшний день так и нет единого мнения насчёт назначения Кносского дворца. Скорей всего, это был центр всего Минойского царства, совмещающий в себе административные, экономические, религиозные и ритуальные функции. Язык критян до сих пор не расшифрован. Даже имя царя Миноса, по которому названа критская цивилизация, остается легендарным, нет никаких доказательств, подтверждающих его реальное существование.
То, что мы сегодня можем видеть в Кноссе - удачный туристический аттракцион, смесь мифологии с археологией.