Найти в Дзене
Пикабу

Командование (5)

Ответ на наступление Северного Вьетнама в 1972 году

Трумэн и Кеннеди сдерживали своих военных. Никсон же старался просто возглавить процесс с видами на эскалацию. После ухода французов Вьетнам поделили на две части. В южной половине, которую поддерживали американцы, постоянно маячила угроза коммунистического восстания. Вашингтон благосклонно отнёсся к покушению на слабого диктатора, но после его устранения стало ещё больше анархии. К 1965 году у президента Джонсона не оставалось выбора (каково вам?), кроме как санкционировать эскалацию. Целью было не допустить попадания ещё одной страны в руки коммунистов. Вроде всё шло неплохо, но в 1968 году Север устроил Тетское наступление, военные цели которого достигнуты не были. Но были достигнуты цели политические: самодовольство американцев оказалось уязвлённым. Джонсон потерял пост, а бомбёжки прекратились. Автор указывает, что Вьетконг так и не смог восстановить влияние на юге, но не приводит главного политического последствия: американцам стало ясно, что они не смогут победить. Они стали покидать страну, перекладывая бремя конфликта на плечи местных: так называемая политика вьетнамизации. В марте 1972 года Север начал новое Пасхальное наступление, которое было полностью отбито. В результате Север вновь согласился на переговоры.

Увод большей части наземных войск из Вьетнама снизило давление на американское общество, но война была по-прежнему непопулярна. Решение Никсона распространить войну на Камбоджу в апреле 1970 года было встречено массовыми протестами. Американцы хотели, чтобы южане рано или поздно сами справились с войной, но коммунисты с Севера ставили снятие президента Юга необходимым условием продолжения переговоров. Штаты стали разыгрывать новую карту, пойдя на улучшение отношений с Китаем. Это было одной из задач советника по национальной безопасности Генри Киссинджера. Взаимное недоверие во властных структурах привело к концентрации власти в руках национального совета по безопасности. Своевольный министр обороны Мелвин Лэйрд вызывал подозрения у Киссинджера, и тот пытался взаимодействовать на Пентагон через адмирала Мурера. Военной помощью Южному Вьетнаму руководил генерал Крейтон Адамс, тот самый, в честь которого позже назвали танк. К тому времени Адамс порядком «износился» и был склонен приукрашивать свои отчёты наверх, дабы его не трогали. Над ним стоял адмирал Джон Маккейн, сын-тёзка которого тогда сидел во вьетнамском плену. Пройдут годы – и сынуля поборется за президентский пост с Обамой.

Политикой на месте заправлял президент Тхьеу. Его миллионная армия была хорошо обеспечена и изолирована от населения, но командование было фрагментировано. Офицерам не позволяли служить долго на одном месте, чтобы не давать им «избыточный» авторитет в войсках. Цепи команд были запутаны, часто случались конфликты. Последствиями были неудачи в осуществлении войсковых операций. Командиры, в частности Лам, явно не тянули. На Севере генсек Ле Зуан твёрдо держал компартию и всю страну в своих руках, имея ясную цель закончить войну победой.

Хоть американцы уже не бомбили Север, они видели непорядок в южных войсках и склонялись к возобновлению бомбёжек. Эта возможность предоставилась после того, как армия ДРВ пошла в наступление 30 марта 1972 года. Этот день пришёлся на Пасху, потому американцы назвали наступление Пасхальным.

Пасхальное наступление.

Вследствие сворачивания присутствия американцев, количество доступных самолётов снизилось вдвое, но Никсон заблаговременно распорядился отправить назад пару авианосцев. Что отличало современную стратегию от прошлой – это удары по инфраструктуре Севера. Это оставляло южновьетнамские войска без должной поддержки. Советы американцев часто не принимались во внимание, боевой дух падал. Северяне успешно продвигались. Когда ситуация несколько стабилизировалась, генерал Лам решил совершить контрудар, который стал серьёзной стратегической ошибкой. Удалось отгрызть всего два километра. А потом Север снова пошёл вперёд, взяв Куангчи. Солдаты бежали под огнём, несмотря на приказ Лама держаться любой ценой. 2 мая к Тхьеу прилетел Абрамс и сделал ему приличный втык. Лама сменили на более способного Чонга. Он быстро навёл порядок, добавил резервов и организовал контрнаступление. Это контрнаступление было успешным, в том числе и по причине помощи с воздуха. Разрушительным бомбёжкам подверглись столица ДРВ Ханой и крупнейший порт Хайфон. Абрамс напоминал, что нужно помочь бомбами и на фронте, но Мурер сказал ему и Маккейну, что это даст хороший сигнал Советам, усердствовавшим на дипломатическом фронте. Никсон призывал никого не щадить и увеличить число вылетов до максимума. Он старался давить на психологию противника. Эскалация военных действий не сопровождалась эскалацией политики. Вашингтон не требовал от Ханоя капитуляции, а всего лишь уступок.

Это было первым случаем боевого применения высокоточного оружия. 10 мая был разрушен мост, который безуспешно бомбили пять лет назад. Эффективность вылетов серьёзно повысилась, что сэкономило американцам самолёты. Скоро у Ханоя появились серьёзные проблемы в логистике, и линия фронта неумолимо поползла обратно на север. После того, как сражение закончилось, коммунисты Севера признали, что переоценили свои возможности. К августу им стало ясно, что лучше бы договориться с американцами о полном выводе их войск, чтобы потом разобраться с южанами один на один. Они пошли на уступки, агрессивно подгоняемые ковровыми бомбёжками к заключению договора. 27 января 1973 года было подписано Парижское мирное соглашение. 29 марта последний американский солдат ушёл из Вьетнама. В принципе, об этом можно было договориться и в 1969 году.

Это была тактическая победа Юга, которая, однако, высветила недостатки авторитарного правления. В отличие от южан, северяне не влезали в принятие решений военных, хоть их замполиты и сидели в каждой военной части. Абрамс жаловался на «психоз» при котором южновьетнамские военные хотели, чтобы американцы поубивали всех их противников. С такой позицией войну не выиграешь. Падение режима в 1975 году было неизбежным следствием.

Никсон же в очередной раз продемонстрировал, каково оно – влиять на ход войны через голову военных, которые не желают разделять приоритетов начальства. Он по праву остерегался излишне позитивных докладов. Ему пришлось бороться со своеволием министра Лэйрда и упрямством Абрамса. Ему удалось добиться своей цели, однако антивоенная активность в самих Штатах привела к тому, что Сайгон в будущем не мог рассчитывать на на воздушную поддержку союзника. В 1975 году Север опять пошёл вперёд, Никсон к тому времени оставил свой пост после скандала, война была окончательно проиграна.

На этом примере мы видим очередное успешное применение излюбленной стратегии американцев «вбомбить в каменный век». Но успех этот был обманчив: несмотря на успехи, каменный век во Вьетнаме не начался. Максимум, чего удалось добиться американцам – это продлить агонию Юга на пару лет. Кто помог Северу, кроме соцстран? Помогли американские левые и американская же свобода. Не будь антивоенных демонстраций – бомбили бы себе дальше. А так – дорога на юг коммунистам Вьетнама была открыта.

Пост автора sterblich.

Узнать, что думают пикабушники.