Найти тему
Елена Кукочкина

Местоимения

Какие проблемы могут случиться у авторов с местоимениями? Странно, правда? О чем здесь говорить?

Есть о чем! Ведь при помощи местоимений можно даже создать дополнительную экспрессию. Придать тексту особое звучание. Но давайте по порядку.

Начнем с ошибок.

Все авторы, особенно начинающие, делают это. Авторы ставят в предложениях столько местоимений, что от них рябит в глазах. Пример:

Они подготовили все свои презентации и отправили нам в тот же день, который был оговорен в нашем письме...

а лучше

Они подготовили и отправили презентации в тот же день.

Почему же хочется вставить в текст больше местоимений? Почему обязательно нужно указать, что: “Она взяла свою сумку”, хотя о других сумках у автора не говорится. Сумка единственная во всей главе. Но автор все равно вставляет притяжательное местоимение.

Обратимся к исследователям и узнаем, что разговорный язык местоимен по своей сути (Русская разговорная речь, 1973). Именно в разговоре “они (местоимения) выступают как категориальные единицы, выработанные языком для целей указания” (И. Голуб, Стилистика русского языка).

Это значит, что мы не можем обойтись без местоимений. И когда автор пишет, ему так и хочется перенести на бумагу указание: его шарф, своя сумка, ее тарелка. Автор боится, что читатель не поймет. Ведь в устной речи местоимения повсюду. Мы даже их не замечаем. Представьте обыденный разговор:

— Мама, какую кофту взять? — кричит дочь из детской.

Свою! — кричу в ответ.

— Какую свою?

— Ну, свою, в которой ты в школу ходишь.

Мы общаемся местоимениями, поэтому и текст стремимся ими “обогатить”.

К чему приводит такое “богатство”? К речевой избыточности (или плеоназму — это оборот речи, в котором излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению).

Что делать? Как избежать нагромождений местоимениями? Садиться за компьютер или брать распечатанный текст и устраивать зачистку. Обращать внимание на все местоимения, и вычеркивать лишнее.

Прочитайте примеры, а затем мысленно уберите местоимения. Увидите, что смысл не изменится, ошибки исчезнут и читать станет легче:

Перед своей смертью преступник покаялся.

Лидию Семеновну сердечно поздравили с ее 50-летним юбилеем.

Прибывшие гости не помешали Виталию в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю.

Я решил остаться жить в родной для меня деревне. (И.Б. Голуб, Стилистика русского языка)

Какие еще бывают ошибки?

Неправильное использование местоимений может стать причиной двусмысленности и комичности. Местоимения обычно указывают на существительные, которые ранее употреблялись в тексте. Но нередко выбранное местоимение не согласовывается с замещаемым существительным.

Примеры:

Из института на судно пришло письмо. Скоро оно снялось с якоря… Что снялось с якоря? Письмо снялось? Двусмысленность.

Готовится диспут на тему “Свободное время подростка и как его убить” Кого будем убивать? Подростка? Комичность.

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает… Кто прыгает? Заяц или хвост? Двусмысленность.

Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. В наших примерах это требование не выдержано.

Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно. Скоро оно снялось с якоря); отказываться от использования местоимения (кролик прыгает); переделать фразу (Как организовать досуг подростка?) (И.Б. Голуб, Стилистика русского языка)

Но давайте вернемся к речевой избыточности. Здесь вы можете возразить: “Лена! А как же Блок, Чехов и Достоевский с кучей местоимений? Почему они не сидели с пером и не вычеркивали их?

Ответ прост. Потому что литераторы видят в этом экспрессивную окраску речи. Оказывается, местоимения не просто помогают автору указывать на что-то, но и служат источником речевой экспрессии.

Например, читаем у А. Блока:

О да, любовь вольна, как птица,

Да, все равно — я твой!

Да, все равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой!..

или у А. С. Пушкина:

Я к вам пишу…

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Пристрастие поэтов к личным и притяжательным местоимениям отражает их склонность к самоанализу, углубленность в мир переживаний. ‹…›придает речи оттенок искренности, поэтому нередко самые задушевные и взволнованные лирические строки обязаны своей выразительностью таким местоимениям (И.Б. Голуб, Стилистика русского языка).

А теперь пример из “Бесов” Ф. М. Достоевского:

— О бесстыдный, неблагородный человек! — возопила она вдруг, сплеснув руками. — Мало вам было осрамить меня, вы связались...

Твои слова, этот смех, вот уже час, насылают на меня холод ужаса. Это «счастье», о котором ты так неистово говоришь, стоит мне… всего. Разве я могу теперь потерять тебя? Клянусь, я любил тебя вчера меньше…

И Достоевский не один, в чьих работах много местоимений. Для чего они нужны? Для того, чтобы писатели могли искусно выразить психологию переживаний и передать взаимоотношения героев. Местоимения открывают неограниченные возможности для передачи чувств в прямой речи героев и добавляют ту самую экспрессию.

Что же делать современным писателям? Вычеркивать все местоимения или же….

Надо помнить, что недопустимо создавать речевую избыточность, и следить за двусмысленностью. Если этого не сделать — получим стилистическую ошибку.

Но! Если постановка местоимений оправдана и несет богатство экспрессивных красок, то — пожалуйста.

Помните, что диалоги — это живая речь, здесь автор волен пользоваться разговорным стилем и применять даже устаревшие местоимения, коим тоже место быть!