В истории отечественного автопрома были весьма необычные и интересные модели автомобилей, работавших не на бензине или газе, а на твердом топливе – дровах. Такие машины, приспособленные к сжиганию древесины, выпускались малыми партиями в СССР в 1930-1940-е годы.
Разработка "дровяного" автомобиля велась под руководством известного конструктора Якова Владимировича Мамина. Целью было создание недорогого и простого в эксплуатации транспорта, пригодного для сельской местности.
Первый опытный образец был создан в 1931 году на базе легкового автомобиля ГАЗ-А. В ходе доработки бензиновый двигатель заменили на газогенераторный, приспособленный для работы на древесном угле.
В результате получился автомобиль ГАЗ-АА с двухтопливной силовой установкой – бензин и дрова. Такая машина могла использовать оба вида топлива в зависимости от наличия и условий эксплуатации.
Первые испытания прошли успешно. Автомобиль развивал скорость до 50 км/ч и расходовал примерно 35-40 кг дров на 100 км пути. Таким образом, себестоимость топлива была намного ниже бензина.
С 1934 года выпуск дровяного автомобиля ГАЗ-АА был налажен на небольшом уровне на заводе в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Всего до 1940 года было произведено около 2000 таких машин.
Эксплуатация показала работоспособность концепции. Однако мощности 60-70 лошадиных сил было недостаточно для полноценной автомобилизации села.
После войны, в 1946 году был разработан модернизированный вариант - автомобиль М-72 мощностью 72 л.с. Он уже представлял собой полноценный грузовик с дровяным двигателем, пригодный для хозяйственных нужд. Выпуск продолжался малыми партиями до 1950х годов.
Хотя массового распространения "дровяные" автомобили так и не получили, они представляют большой интерес как первые образцы машин на нетрадиционных видах топлива. Сегодня такие раритетные экземпляры можно увидеть лишь в музеях и частных коллекциях. Это уникальное свидетельство изобретательности и инженерной мысли советского автопрома.