8,3K подписчиков

Новое определение идеологии (на примере русской истории) дает возможность прогнозировать неизбежность изменении идеологии Китая

Мир стал более сложным. Сформировались сложные идейные формы, называемые идеологиями («концептуально оформленные идеи, выражающих интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики»).

На данный момент времени существует огромное количество идеологических моделей. Однако, основными называют: консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм.

Время, в которое мы живем, в будущем, возможно, будет названо эпохой конкурирования идеологических моделей. Некоторые идеологии возникают и усиливаются, другие теряют свое значение, и сходят с исторической сцены. Так, например, практически сошла на нет идеологическая модель - анархизм, имевшая в XIX веке своих идеологов и последователей.

В то же время в XIX веке возникает коммунизм, а в XX веке – фашизм. Происходит постоянное изменение соотношения влиятельности, значимости, востребованности между идеологиями. Какая-то идеология набирает силу, захватывает определенную часть населения Земли, потом теряет силу. Практически потеряла свой исторический импульс коммунистическая идеология, временем расцвета которой можно считать середину XX века.

Сегодня, от иных сторонников коммунистической идеологии можно слышать о том, что коммунистическая идеология сохраняется в Китае. Однако, я думаю, что это не соответствует истинному состоянию дел.

Действительно, в первой половине XX века Китай попытался, двинувшись по стезе, проторенной Советским Союзом, строить коммунизм на китайской земле. Однако, в итоге получился китайский вариант коммунистической идеологии, названный маоизмом (по имени китайского идеолога – Мао Цзедуна).

Коммунизм, по К. Марксу, является следующей ступенью развития человеческого общества после капитализма - общественно-политической формации. И Китай, копируя опыт Советского Союза, принялся строить коммунизм. Однако, постепенно происходит разворот в сторону капитализма. Китай стал проводить политику «сосуществования двух систем» в рамках единого Китая. Правда пока всё еще сохраняется сильное государственное влияние, и единая правящая коммунистическая партия.

Разворот от коммунизма к капитализму можно видеть хотя бы на примере отношения к классу предпринимателей.

1956-й год. В Китае принято решение о борьбе с «пятью поганцами» (в эту категорию входили представители бизнеса).
С 1978 года Китай стал проводить экономические реформы и реанимировать частное предпринимательство.
В 1984 году Китай подает заявку на вступление во Всемирную торговую организацию, но она не была одобрена из-за все еще планового характера экономики страны.
В 2001 году Китай принят ВТО. То есть, Запад уже не считает Китайскую экономику плановой (социалистической).
В 2002 году частные предприниматели были допущены в политику, после внесения поправки в устав КПК о «трех представительствах». [https://postnauka.org/longreads/156568 ]

Так постепенно Китай переходит к рыночной экономике. Формально, оставаясь коммунистическим (сохраняя коммунистическую партию, атрибуты, риторику, лозунги), на деле Китай движется в сторону капитализма в экономике. Думаю, меняется и идеологическая конструкция. В итоге на наших глазах формируется некая новая идеологическая форма, и это уже точно не разновидность коммунизма. Коммунистическая идеология на китайской земле изменилась и продолжает меняться.

Идеологические формы претерпевают изменения. Возобладает ли на всей земле когда-то одна единственная идеология, поглотив или вытеснив все остальные? Или же будет сохраняться идеологическое многообразие? Сегодня – в эпоху конкуренции идеологий – сказать сложно. Возможно, какая-то одна и возобладает. Об этом мечтали коммунистические идеологи, полагавшие, что мир должен перейти к новой форме сосуществования, подразумевавшей и новую форму хозяйствования. Об этом же сегодня пишут либеральные мыслители, полагающие, что история закончилась, и человечество уже не изобретет ничего лучше либерализма и рыночной экономики («Конец истории и последний человек» Фрэнсис Фукуяма). Итак, мы видим конкуренцию идеологических моделей.

Однако, одним понятием идеологии нельзя описать сущность человеческих сообществ. Если можно так выразиться, идеология – это высшая сфера, сфера целеполагания, сфера выбора направления движения, область переводящая мечту (идеал) в политико-историческую плоскость.

Этот аспект мы рассмотрели в книге «Русская идея. Борьба с мировым злом». Мы увидели идеал русского народа, мечту, сформировавшуюся под воздействием христианства, которая есть - подражать Христу! Русской идеей стала мечта послужить делу спасения мира и человечества, идея борьбы с мировым злом.

Русская концепция Москва- Третий Рим - исполнение функции "катэхона" (удерживающего приход антихриста в мир)
Русская концепция Москва- Третий Рим - исполнение функции "катэхона" (удерживающего приход антихриста в мир)

Но это мечта, которая для своей реализации нуждается в идеологической форме.

И такими формами в русской истории были Третий Рим (идея борьбы со злом метафизическим – препятствие приходу антихриста в мир, или исполнение миссии «удерживающего»), а позже – Красное Царство, пришедшее на смену Третьему Риму, декларировавшее построение нового мира, лишенного насилия, несправедливости и эксплуатации. "Весь мир насилья мы разрушим... а затем, мы наш мы новый мир построим...."

Вперед в победе коммунизма. Вторая идеологическая форма в которой реализовывалась русская мечта - спасения мира от зла.
Вперед в победе коммунизма. Вторая идеологическая форма в которой реализовывалась русская мечта - спасения мира от зла.

Исходя из этих предпосылок, я попробую дать собственное определение идеологии. Идеология – не просто система идей, выражающих интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики, это концепция, актуальная для данного исторического периода, посредством которой социальная общность (народ, нация, государство) стремится реализовать собственное понимание правды, свою мечту, свою идею.

И для нашего народа идеологические формы: Третий Рим, и Красный коммунистический проект, - стали способом реализации собственной мечты о спасении мира (борьбы с мировым злом, - сначала в качестве «удерживающего» (катэхона), а после через построение коммунистического царства всеобщей справедливости).

Такое понимание идеологии позволяет сделать несколько далеко идущих предположений. Во-первых, все идеологические формы являются временными (актуальными для данного исторического периода). Они не есть что-то застывшее и неизменное. Это всегда подвижная и изменяющаяся система. Если же она не изменяется, то рано или поздно, она теряет актуальность (перестает удовлетворять возлагаемым на нее надеждам), и заменяется более соответствующей данному моменту. Такую замену мы и видели в русской истории. И, как мне кажется, в настоящий момент, после отказа от коммунистической идеологии, наш народ находится в поиске новой концепции, посредством которой идея- мечта- представление о правде сможет реализоваться в наиболее полной мере.

Во-вторых, мы видим, что народ не является простым статистом, наблюдающим за тем, как власть вводит ту или иную идеологическую модель (как может показаться, и кажется порой некоторым мыслителям, считающим идеологию – инструментом власти).

Власть может реализовать ту или иную идеологию исключительно при поддержке народа. В противном случае, внутри общества начинаются процессы, несовместимые с жизнь, которые некоторое время власть может сдерживать, закручивая гайки, но рано или поздно, «царство, разделившееся само в себе», рухнет.

Соответственно, чем ближе идеологическая форма к народному пониманию правды, к национальной идее, народной мечте, тем сильнее взаимопонимание между народом и властью, и тем удивительнее результаты, которых может достигнуть такое, консолидированное на идейном уровне, общество.

Третий вывод, который позволяет сделать такое понимание идеологии, данные конструкции могут, да, пожалуй даже и должны, изменяться. Гибкость, изменчивость идейной формы удлинит ее жизнь. Хотя рано или поздно изменения приведут к тому, что настоящее ее состояние будет настолько отличаться от первоначального, что придется дать ей иное название.

Вернемся к китайскому маосисзму. Очевидно имеет место трансформация идеологической модели, которую мы можем видеть на примере отношения к частному предпринимательству: от неприятия и борьбы в 1956 году, до допуска в систему властной вертикали в 2002 году.

Мы сейчас не станем анализировать: зачем это нужно, чем продиктованы такие изменения, - что, в общем и не важно, - нам важно заметить происходящую трансформацию государственной идеологии.

Можно, конечно, делать вид, что Китай продолжает двигаться по пути, указанному «Великим Мао» (маосизм), но рано или поздно, это будет уже выглядеть как фальшивка и обман (самообман). Поэтому придется либо стирать из истории все упоминания о первоначальной концепции, что сделать очень сложно. Либо выискивать в словах Мао намеки и полунамеки на возможные изменения, пожелания изменений, и выдавать произошедшую трансформацию за продолжение дела Мао Цзедуна. Либо, что чаще всего и случается – давать идеологии новое название (по имени какого-нибудь выдающегося новатора/реформатора).

Пример из русской истории: марксизм превращается в ленинизм, или марксизм-ленинизм.

Предвижу, что рано или поздно Китай очень аккуратно начнет отходить от имени Мао в идеологической сфере, оставив это имя для истории Китая. И появится что-то новое, связанное с именем «другого великого» (как на русской земле марксизм заменился ленинизмом).

Правда, для этого нужны некие великие события, которые поставят имя нового идеолога на уровень с Мао или даже выше его. Во всяком случае, это был бы удобный повод для изменения идеологии и введения в обиход «новых заветов великого».

  Мир стал более сложным. Сформировались сложные идейные формы, называемые идеологиями («концептуально оформленные идеи, выражающих интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики»).-3

продолжение следует...

Александр Смирнов

PS Вашему вниманию предлагаются рабочие фрагменты будущей книги, посвященной новому пути / новой идеологической форме. Прошу вас поддержать автора, или подписаться на мой телеграм