Найти в Дзене
Бирмару

Школьные предметы, которые ждет секвестр: обществознание

Третьим предметом, которому следует встать в очередь на существенное сокращение в школьной программе – обществознание. В советское время он скромно ограничивался 8 - 10 классами, а в эпоху демократии его безбожно раздули с 5 (!) по 11 классы. И что? И то. Темы, касающиеся многих общественных проблем, которые не актуальны даже многим старшеклассникам, спустили на несколько лет вниз, в средние классы. Злободневная для детей проблема: политические, экономические и культурные права человека. Еще актуальнее: целая глава о морали, нравственности. При этом одни и те же темы в той или иной степени повторяются в разные годы. Иными словами, идет бесконечное пережевывание одного и того же, далекого от реальной жизни детей. Сейчас к этому добавились «Разговоры о главном», то же разглагольствование за все хорошее против всего плохого. Для полного счастья в этом году темы по предмету перемешали по годам, так что все учебники 5-9 классов, имеющиеся в школе, теперь не соответствуют изучаемым темам. З

Третьим предметом, которому следует встать в очередь на существенное сокращение в школьной программе – обществознание. В советское время он скромно ограничивался 8 - 10 классами, а в эпоху демократии его безбожно раздули с 5 (!) по 11 классы.

И что?

И то. Темы, касающиеся многих общественных проблем, которые не актуальны даже многим старшеклассникам, спустили на несколько лет вниз, в средние классы. Злободневная для детей проблема: политические, экономические и культурные права человека. Еще актуальнее: целая глава о морали, нравственности. При этом одни и те же темы в той или иной степени повторяются в разные годы. Иными словами, идет бесконечное пережевывание одного и того же, далекого от реальной жизни детей. Сейчас к этому добавились «Разговоры о главном», то же разглагольствование за все хорошее против всего плохого. Для полного счастья в этом году темы по предмету перемешали по годам, так что все учебники 5-9 классов, имеющиеся в школе, теперь не соответствуют изучаемым темам.

Зачем это все сделали? Думаю, что в рамках ухода от плохой неправильной советской школы, в которой центральное место занимали математика и естественные науки, с серьезным блоком труда, был осуществлен переход к школе гуманитарной, где много говорят ни о чем, учат тому же детей, при этом роль труда приближается к нулю. Так сказать, выращиваются личинки юристов и экономистов, или правильнее "продвинутых потребителей".

Добавим, что целые блоки обществознания сейчас из реальных когда-то в прошлом научных теорий превращаются в догматы, весьма далекие от реальности. Вот тема: разделение властей. А президентская власть к какой из трех ветвей относится? А органы прокуратуры – это власть исполнительно-распорядительная? Наконец, система избирательных органов? В курсе, что в целом ряде стран считают не 3, а большее количество ветвей власти? Но мы все равно, вбиваем детям в голову – 3 ветви власти… Раз в 18 веке так думали, значит, так оно и есть.

Темы по выборам. На наших глазах повсеместно во всех странах мира фальсификации на выборах из латентных становятся не скрываемой реальностью. Помним о письмах - бюллетенях за Байдена (считаем) и Трампа (на свалку)? Не благодаря им ли победил нынешний глава Белого дома? А легендарные баллы Лукашенко? А что насчет проверки подлинности подписей в поддержку кандидата и отбраковке тех кандидатов, у кого % подписей признали недействительными?

Гражданство. Не превратилось ли оно в раздаваемые кому попало паспорта с последующим паразитизмом новых граждан? Чем мы сейчас отличаемся от Европы? Чтобы «ценные иностранные специалисты» ни в чем не нуждались, мы превратили наши пенсии в копеечное пособие старикам с издевательским ежегодным увеличением на балл-другой работающим. А что там насчет разницы между двойным и двумя гражданствами? А если у россиянина целых ворох паспортов?

Еще печальнее экономика. ВВП. Все знают анекдот о двух ковбоях, повысивших ВВП страны на 100 долларов и создавших 2 рабочих места? Насколько научны цифры официального ВВП стран и их роста? А насчет инфляции – реальной и официальной? Наконец, рыночные законы в мировой экономике, нормы ВТО. Где это все сейчас? В какой мере санкции соответствуют нормам международной торговли?

Международное гуманитарное право. А не объявляют сейчас страны войну – воюют, а войну не объявляют. И мирное население расстреливают, и запрещенные типы оружия применяют, и прочие военные преступления совершают. И что за это было Украине? А США? Ничего. Кто победит, тот и будет судить как преступников проигравших.

Отсюда вывод: какой смысл изучать то, что на наших глазах становится фикцией? Большинство детей, даже старшеклассников, далеки от этих проблем, а самые умные прекрасно видят неправдивость официальной позиции.

Как эксперт, проверяющий ОГЭ по обществознанию, отмечаю, что из года в год мы сталкиваемся с ситуацией, когда в развернутых ответах путаются даже опытные эксперты. Что засчитать за верный ответ на максимум баллов, а что на меньший балл? Второй день проверки всегда инструктаж, что считать тем, а что не тем. Иными словами, предмет науки четко не очерчен, толкование вопроса допускает широкую многозначность. Мы не можем сами разобраться, но упорно учим этому детей.

В этом году в рамках улучшения нашего и без того прекрасного образования 10-е классы обязали выбрать 2 профильных предмета (т.е. не 2, а 4 часа в неделю). С учетом того, что у нас после 9 класса уходит большая часть самых сильных детей, а остаются слабые и очень слабые (к ним в сентябре добавляются те, кто с 3-го захода все-таки сдал математику(!)), школа однозначно выбирает географию и обществознание. Целый блок социальной психологии личности мы сейчас учим с детьми, средний балл в аттестате у которых нередко не превышает 3,1 (спасибо физкультуре!). Они буквально дохнут с тоски, единственная радость – через 10 минут после начала урока отпроситься в туалет и там просидеть или большую часть урока или вообще до звонка. Я отпускаю, они все равно уйдут после 10 класса (математику им не освоить), сейчас они просто год дурака валяют за счет благотворительности государства.

С сентября будет легче. Добавят еще один предмет – семьеведение. Еще раз обсудим вопросы морали и нравственности, семейного права и прочие крайне интересных для детей тем – они часами смотрят об этом ролики в ТикТоке.