Практически каждая вещь в традиционной хантыйской культуре является фетишем, по отношению к которому жизнь человека должна быть строго регламентирована.
«Фетиш не является видимой формой божества, вместилищем его. Он сам по себе божество» (Н. Харузин, 1905).
В отношениях: человек – вещь, человек занимает место ниже божества, но он стоит чуть выше вещи.
Человек – богоподобен, а вещь – это жертва божествам.
Шаман (посредник между людьми, божествами и духами, избранник последних) может вступить в связь с божеством, без принесения ему жертвы (вещи). Но обычный человек может общаться с божествами, только через подарок (жертву). Без жертвы в связь с божествами могут вступать только дети! Они находятся под покровительством и богов и вещей.
В нашей культуре вещь имеет исключительно утилитарное значение. Даже сакральные вещи.
У хантов любая вещь многофункциональна. Возьмем любую: лодку, нарты, лыжи и т.д. Для каждой из них существует свой порядок хранения, наследования, дарения. Всякая вещь имеет и свой социальный статус. Она ведь может быть личной, семейной, коллективной.
Вещи доверяют больше, чем человеку, потому что всякая вещь многофункциональна. С помощью вещей предсказывают, лечат, меняют погоду и т.д. К примеру, если пришельцы заберут хранителей сакральных мест (копья, стрелы, фигурки тотемных животных), то ханты уже не будут вступать в борьбу с чужаками. Вещи-хранители уже сделали свой выбор.
С точки зрения хантов, человек – это говорящая вещь, сотворенная богами.
У мужчин и женщин существуют свои сакральные миры. У мужчин: охота и рыболовство. У женщин: очаг и береста. И предметы, сделанные для этих занятий или, связанные с ними (к примеру, все, что сделано из бересты) имеют наибольшее количество символических функций.
И поэтому очень важно, чтобы каждая вещь несла на себе черты характера своего хозяина и даже отражала его физические данные. Поэтому любую вещь для себя человек должен сделать сам!
Существует даже запрет не пользоваться чужими вещами, а уже тем более покупать или продавать их.
Особое значение в жизни хантыйского мужчина имеет лук, основное орудие охоты на протяжении многих веков. На колыбельку рожденного мальчика на Васюганье вешали миниатюрный лук. На Большом и Малом Югане богам дарили лук, если рождался мальчик. А если беременной женщине приснится лук во сне, то это верный знак, что будет сын.
На луках и стрелах клялись, шириной дуги полета стрелы на войне меряли расстояние. А в 1608 году сургутский князь, который стал во главе заговора против русских, принимал над стрелой в Коде клятвы представителей родов о вступление их мужчин в военные действия.
Береза для всех хантов – священное дерево. Вещи, которые они делали из бересты имели самые разные функции и самые разные сакральные значения. Интересный обычай был у хантов Васюганья. Провинившемуся человеку надевали на голову берестяную шляпу – шляпу позора и тот должен был ходить по поселению и бить в котел, привлекая к себе внимание и испивая чащу позора до дна.
У хантов нет поточного производства изготовления вещей. Каждая индивидуальна уже на этапе отбора для нее материала, из которого она будет сделана. Например, при снятии бересты с живого дерева, мастер или мастерица сначала спросят разрешения у дерева. Если оно зашумит листвой, значит, против. С такого дерева бересту снимать не будут.
Технологии изготовления вещей не меняли веками и строго следили за их соблюдением. Если человек хотел ввести нововведение, то необходимо было получить на это одобрение общества.
Имело значение из чего и для чего делали вещь. К примеру, колыбель для ребенка только из березы (дерево из светлого мира), а гроб-колоду только из кедра (дерево из темного, нижнего мира).
Вещь считалась законченной, когда на нее был нанесен последний штрих традиционного именно для этой вещи орнамента. Не того, который нравится человеку, а того, который хочет иметь на себе вещь!
Создание вещи – это ритуал. Только изготовленная тщательно по всем правилам, вещь будет отвечать взаимностью своему хозяину. Ведь пока человек работал над вещью, вещь работала над человеком, совершенствуя его умение и характер.
(Статья подготовлена на основе материалов книги В. М. Кулемзина «О хантыйских шаманах»)
Узнать больше о:
Березе в жизни хантов
Лук и стрелы в жизни хантов
Васюганские ханты
@ Галина Ярось, 2024